Какие Органы И Должностные Лица, Компетентны Решать Вопрос О Возбуждении И Отказе В Возбуждении Уголовного Дела?

Наряду с общим порядком возбуждения уголовных дел законодательством установлен особый порядок возбуждения дел в отношении определенных категорий лиц. В первую очередь это касается судей, присяжных и народных заседателей, следователей, прокуроров. Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей, прокуроров и следователей и надлежащего выполнения ими своих обязанностей.

«В первых же строчках рассматриваемого установления законодатель недвусмысленно обозначает этап, на котором возможно устранение заинтересованных должностных лиц от уголовно-процессуальной деятельности. Коль скоро речь идет о «производстве по уголовному делу», очевидно, что отвод возможен лишь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и, вероятно, согласованного с прокурором. Этот вывод дополнительно подтверждается тем, что ст. 61 УПК ориентирует правоприменителей лишь на участников уголовного процесса, которые опять же появляются только в рамках возбужденного уголовного дела». [8]

Все из указанных субъектов лиц, за исключением самого прокурора, обязаны согласовывать свое решение о возбуждении уголовного дела с прокурором. У некоторых категорий дознаватели, кроме того, ограничена их подведомственность определенным кругом преступлений. Поэтому они вправе возбуждать уголовные дела только по этим преступлениям. К примеру, главы дипломатических представительств и консульских учре­ждений Российской Федерации могут возбудить уголовное дело о престу­плениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Порядок возбуждения уголовного дела

Любой процесс в рамках УК начинается с возбуждения дела. При поступлении любых сведений о совершении преступления либо его подготовке, сотрудники правоохранительных органов должны незамедлительно проверить их. А затем, исходя из результатов проверки, вынести решение о возбуждении дела или обоснованный отказ.

От законности действий сотрудников правоохранительных органов на этом этапе зависит дальнейший ход процесса. Практика показывает, что данная стадия зачастую сопряжена с ошибками, следствием которых является невосполнимая утрата важных доказательств. Поэтому помощь уголовного адвоката требуется незамедлительно, он поможет избежать нарушения норм УПК РФ и проконтролирует, чтобы действия следственных органов не выходили за рамки законности.

Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) означает, что действие или бездействие, о котором идет речь в представленных материалах, не имело место в действительности. Так, в сообщении утверждалось об умышленном лишении жизни какого-то лица. Между тем при проверке было установлено, что смерть наступила в результате длительного, тяжелого заболевания или явилась следствием несчастного случая, в результате неосторожного поведения самого потерпевшего.

Возбуждение уголовного дела — начальная обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии полномочные органы государства и должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом.

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Обычно первым на пути заявителя оказывается дежурный по отделу или его помощник. Приняв от посетителя заявление, он выдаст взамен номерной талон-уведомление. Но чаще с заявителем предварительно побеседует сотрудник, например, оперуполномоченный или один из руководителей отдела. Вне зависимости от содержания этих бесед помните, что покидать отдел можно, только имея на руках документальное подтверждение факта своего обращения. Кроме упомянутого выше талона-уведомления, таким документом может быть, например, завизированная копия заявления.

Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Вас может заинтересовать ::  Какие Льготы В Сельской Местности Имеют Заведующие Детским Садом Если Детский Са

Органы и должностные лица, имеющие право на возбуждение уголовного дела

Следователь – возбуждает уголовное дело, когда : в расследуемом уголовном деле обнаруживается новое преступление, сам принимает заявления от граждан, прокурор передает материалы следователю. Следователь возбуждает уголовные дела, которые подследственны ему по предмету и по территориальному признаку (ст. 126 УПК). Следователь, прокурор вправе возбуждать уголовное дело о любом преступлении, совершенном в районе их деятельности и требующее по закону обязательного производства предварительного следствия. Следователи органов МВД, ФСБ, федеральные органы налоговой полиции обладают ограниченной компетенцией и возбуждают уголовные дела только по признакам тех преступлений, которые относятся законом к их подследственности. Закон обязывает следователя независимо от его ведомственной принадлежности и подследственности принимать первичные материалы о любом преступлении, а в случае необходимости – проводить предварительную проверку и принимать по ним решения.

Орган дознания– возбуждает уголовные дела во всех случаях, когда им стало известно из различных источников о совершении преступления. Указание на орган дознания означает, что не каждое подразделение этих органов вправе самостоятельно возбуждать уголовное дело, но право возбуждения уголовного дела принадлежит начальнику органов дознания.

Какие Органы И Должностные Лица, Компетентны Решать Вопрос О Возбуждении И Отказе В Возбуждении Уголовного Дела?

Как следует из представленных материалов, 19 января 2022 года адвокат О.Б. Суслова обратился в отдел МВД России по Южнопортовому району города Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 159 УК Российской Федерации, утверждая о совершении в отношении своего доверителя мошеннических действий, причинивших ему ущерб в особо крупном размере. Принятое по данному заявлению решение об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено прокурором с возвращением материалов для дополнительной проверки. В дальнейшем неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменялись руководителем следственного органа и прокурором.

1. Признать жалобу гражданина Суслова Олега Борисовича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

Органы и должностные лица, возбуждающие уголовные дела

К следователям п. 41 ст. 5 УПК, как отмечено выше (см. § 3.2 гл. 4 учебника), относит должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное следствие по уголовным делам. Эта функция в наши дни возлагается на следователей прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля. При этом не должны проводиться никакие различия между следователями, занимающими должности с неодинаковыми наименованиями или имеющими те или иные воинские, специальные звания или классные чины. У старшего следователя по особо важным делам, дослужившегося, к примеру, до генеральского звания или приравненного к нему классного чина, при возбуждении уголовного дела или выполнении иного следственного действия такие же процессуальные полномочия, как и у начинающего свою карьеру «обычного» следователя, имеющего звание лейтенанта или классный чин юриста 3-го или 2-го класса.

К органам в узком смысле слова было бы логично относить различного рода подразделения, входящие в системы учреждений внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и других федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а к должностным лицам — командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, судебных приставов, а также капитанов морских и речных судов*(217), руководителей геологоразведочных партий и начальников зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений. К должностным лицам органов дознания относятся и дознаватели (см. § 3.5 гл. 4 учебника).

Вас может заинтересовать ::  Как Часто Судебные Приставы Делают Запросы Об Имуществе

Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства.

Первой стадией российского уголовного процесса является возбуждение уголовного дела. В соответствии со ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.

Особое значение имеет факт направления судом прокурору материалов с заявлением о преступлении, если оно подано в суд в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны. В таком случае уголовное преследование по делу частного обвинения осуществляется в публичном порядке путем возбуждения органами предварительного расследования уголовного дела (ч. 2 ст. 147 УПК). В целях своевременной организации надлежащего расследования данных преступлений прокурор вправе дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК).

Во всех названных случаях для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела частного обвинения (отказе в возбуждении) руководитель следственного органа, следователь, дознаватель должны располагать данными о беспомощности, зависимости или иных причинах, подтвержденных соответствующими медицинскими документами (выписками, справками и т.д.), организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями и т.п.), а также объяснениями лиц, обладающих значимой информацией. Обоснование вывода о зависимом или беспомощном состоянии лица либо о наличии иных причин, по которым потерпевший самостоятельно не может защищать свои права и законные интересы, должно содержаться в постановлении о возбуждении уголовного дела частного обвинения (об отказе в возбуждении).

Одна из особенностей уголовных
дел частного обвинения состоит в том, что по общему правилу без добровольного
волеизъявления потерпевшего уголовное преследование по ним осуществляться не
может. Исключение составляют случаи, когда преступление совершено в отношении
лица, находящегося в состоянии, которое лишает его возможности самостоятельно
защищать свои права и законные интересы (зависимость от обвиняемого,
беспомощное состояние и т.п.). Тогда уголовное дело частного обвинения может
быть возбуждено прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия
прокурора (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). В указанных случаях уголовное дело возбуждается
и при отсутствии заявления потерпевшего (ч. 3 ст. 21 УПК РФ).

Устное заявление о совершении противоправных действий или подготовке к их выполнению, заносится в протокол, который должен быть подписан заявителем и принявшим сообщение лицом. Помимо этого, в протоколе должны содержаться сведения о заявителе, подтвержденные документом, удостоверяющим личность.

Порядок возбуждения уголовного дела

  1. Составление документа. В нем указывается время, обстоятельства и вид преступного деяния.
  2. Когда следствие или дознание составит постановление, его копия передается в органы прокуратуры. О наличии документа уведомляются заинтересованные лица.
  3. Прокурор проверяет основания, ведущие к возбуждению дела. Закон наделяет его правом требования от следствия всех материалов дела. Если прокурор не видит оснований к заведению уг.дела, он отменяет решение правоохранительных органов. (ст. 37, ч.2 УПК). Ему дан срок – не больше 10 дней.
  • состав преступления отсутствует;
  • истечение сроков давности;
  • летальный исход лица, который подозревается или обвиняется;
  • отсутствие заявления, поступившего от потерпевшего лица, за исключением случая, когда уг.дело возбуждается в целях его реабилитации;
  • отсутствие заключения от судебной инстанции о признаках преступления в действиях граждан по ст. 448, п. 2, 2.1 УПК.

12. Ненаправление (невручение) заявителю (представителю заявителя) копии постановления прокурора или начальника следственного органа об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, несмотря на соответствующее ходатайство заявителя (его представителя). Отказ выдать копию может быть мотивирован тем, что это действие не предусмотрено действующим законом, отсутствием технической возможности снять копию или тем, что в момент обращения в органе нет соответствующего документа (например, объясняется, что прокурор вынес постановление и направил его для исполнения в орган дознания, а копии постановления в прокуратуре не имеется).

Вас может заинтересовать ::  Какую Скорая Дает Справку

11. Отказ ознакомить заявителя или его представителя с отказным материалом, собранным по заявлению о преступлении. Такой отказ может быть мотивирован тем, что отказной материал находится в прокуратуре на проверке (что может соответствовать действительности) или тем, что ознакомление не предусмотрено УПК РФ. Последнее отчасти верно, т.к. разрешительной нормы в УПК РФ нет, однако принципиально важно то, что нет там и запретительной нормы. Надо также учесть, что ознакомление с пострадавшего с документами и материалами, собранными по заявлению о совершенном против него преступлении, является частным случаем более общей ситуации – ознакомления гражданина или представителя организации с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы. В свою очередь обязанность органов государственной власти и должностных лиц обеспечить каждому такую возможность гарантируется Конституцией РФ (ч. 2 ст. 24). И здесь не должно быть разночтений, поскольку данный вопрос в свое время стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который разрешил его в пользу лица, по заявлению которого было отказано в возбуждении уголовного дела (6).

Органы и должностные лица, возбуждающие уголовные дела

К следователям п. 41 ст. 5 УПК, как отмечено выше (см. § 3.2 гл. 4 учебника), относит должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное следствие по уголовным делам. Эта функция в наши дни возлагается на следователей прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля. При этом не должны проводиться никакие различия между следователями, занимающими должности с неодинаковыми наименованиями или имеющими те или иные воинские, специальные звания или классные чины. У старшего следователя по особо важным делам, дослужившегося, к примеру, до генеральского звания или приравненного к нему классного чина, при возбуждении уголовного дела или выполнении иного следственного действия такие же процессуальные полномочия, как и у начинающего свою карьеру «обычного» следователя, имеющего звание лейтенанта или классный чин юриста 3-го или 2-го класса.

Круг уголовных дел, по которым названные органы и должностные лица вправе осуществлять свои функции, в том числе принимать решения, связанные с возбуждением уголовных дел, законом обозначен лишь в общих чертах. В ч. 1 ст. 146 УПК применительно к принятию таких решений не очень-то определенно сказано, что они должны приниматься каждым из органов или должностных лиц «в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом», но при этом четко не говорится о том, какими конкретно являются эти пределы. О них можно судить лишь косвенно, опираясь на анализ предписаний о подследственности уголовных дел, установленных в ст. 151 и 152 УПК (см. § 3 следующей главы учебника).

Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 УПК, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель (ст. 124 УПК).

Adblock
detector