Лужин Причина Преступления

Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика

Лужин не достоин руки и сердца Раскольниковой. Он представляет собой довольно низкого человека, мошенника и клеветника. На людях она стараться выглядеть добрым и разумным человеком, но при малейшем конфликте проявляется его большая вспыльчивость. На самом деле Пётр любит лишь себя. Раскольников считает его недостойным человеком. В конечном итоге Дуня отказывается от предложения выйти замуж за Лужина.

Он действительно обладал незаурядным умом, но, прикрываясь мнимыми приличиями, он вершил свои дела, рассматривая всех людей с точки зрения выгод, которые те могут ему принести. Дуня, например, подарила бы ему тщеславие. Лужин из тех людей, которые, презрительно улыбаясь, готовы ломать судьбы даже незнакомых людей. Так, на пути к его цели, то есть обладания Дуней, встал сам Раскольников, и Лужин решил компрометировать его в глазах семьи, погубив другого человека. Вспомним, как он незаметно подсунул несчастной Соне Мармеладовой деньги, а затем публично обвинил ее в воровстве. Он расправляется со слабыми и беззащитными, потому что их так легко победить, но расправляется не насилием, а ложью и лицемерием, что в данном случае в разы хуже.

Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви — значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но — бедную. В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д. А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.

Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» — «из грязи в князи», малообразован, но — умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко — перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.

Персонажи Достоевского полны глубины и скрытых смыслов, каждый из них – яркий собирательный образ современности писателя. Второстепенные герои предназначены для того, чтобы подчеркнуть или опровергнуть некоторые черты главного героя. Это помогает понять, в чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова.

Когда Лужин приходит к Дуне, внешний вид героя был безупречен, однако новое платье, новая «щегольская» шляпа, еще не ношенные сиреневые перчатки говорили о настоящих целях прибытия Лужина к героине: он пытался купить ее любовь. Поэтому старался выглядеть так, чтобы все шло ему «к лицу».

Один из двойников Раскольникова в романе — Петр Пет­рович Лужин. Это деловой человек, который более всего на свете ценит деньги, добытые «трудом и всякими средствами». Он уважает себя, считает себя умным, прогрессивным чело­веком, трудящимся на благо всего общества. У Лужина даже есть своя теория, которую он развивает перед Раскольнико­вым.

«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.

Лужин: классический образ «Преступления и наказания»

Петр Петрович происходил из бедной семьи. Родители героя не сумели дать ребенку образование. Поэтому у Лужина не было квалификации, мужчина не оканчивал учебных заведений. Однако присказка «терпение и труд все перетрут» логично применить к описанию Лужина. Упорство, природная смекалка, ум, симпатичная внешность, любовь к труду – эти качества сыграли герою хорошую службу. Пульхерия Раскольникова упоминает, что Лужин – незаурядный, умный, интересный человек.

Автор уделяет много внимания описанию одежды героя. Например, Лужин всегда отдавал предпочтение светлым «юношественным» цветам. Писатель, таким образом, подчеркивает, что мужчина стремился казаться моложе своих лет. Петр Петрович часто носил «хорошенькие» светло-коричневые летние пиджаки, такие же светлые брюки из легкой ткани, светлую жилетку. Белье на Лужине всегда было свежим, недавно купленным, из тонкой, дорогой ткани. Чиновник любил батистовые легкие галстуки в расцветку из розовых полос. Стиль Лужина сочетался с внешностью мужчины.

В чём заключается теория Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках.

Самым ненавистным в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» для самого автора был образ Лужина Петра Петровича – типичного русского буржуа западной формации, накопителя и дельца. Он привлекательный, но в «довольно красивом лице» есть что-то неприятное и отталкивающее, например, бакенбарды «в форме двух котлет». Немолодой, но своими манерами, жестами, речью пытается подчеркнуть близость к молодому поколению – неслучайно в одежде он предпочитает «юношеские тона».

Вас может заинтересовать ::  Стоимость Абонемента По Рабочим Дням

Лужин Причина Преступления

Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Лужин является надворным советником. Обладая большим количеством денег, он чувствует себя человеком выше других. Автор отмечает, что стал он таким состоятельным и обеспеченным, «пробившись из ничтожества». Теперь он человек, как отмечается в повествовании, занятой: Лужин планирует открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Все это опять связано с желанием героя получить как можно больше денег. Самая главная жизненная цель Лужина – получение прибыли. Поэтому он настолько занятой и расчетливый человек.

Для чего автор ввел образ Лужина в роман «Преступление и наказание»? Принято полагать, что этот герой является двойником Раскольникова. В отличие от студента, Лужин — человек преуспевающий, успешный, способный достигнуть цели. Он вызывает неприятные чувства у Раскольникова. Вместе с тем главной особенностью образа Лужина в романе «Преступление и наказание» является готовность переступить через преграды. То есть этот персонаж обладает качествами, которые необходимы были Раскольникову для осуществления его преступного плана. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» — это словно темная сторона души главного героя.

Раскольников поверил в утопическую идею о делении людей на великих и посредственных. По его мнению, есть те, что, подобно Наполеону, способны вершить историю. Но их мало. Большинство же — серая никчемная масса. Родиону Романовичу очень хотелось верить, что он относится к первой категории. Правда, после совершения преступления он начал подозревать, что его теория имеет некоторые недостатки. Есть в человеческой жизни чувства, любовь. А есть расчетливость, рациональность. Логика жизни опровергает даже самую передовую теорию. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» символизирует расчетливость.

Лужин Петр Петрович

Для проницательного Раскольникова в этих простодушных словах Пульхерии Александровны характеристика-портрет мелкой души ухватистого Лужина уже дана полная. Многое добавляет и внешний портрет Петра Петровича, данный при первом его визите к Родиону, его поведение: «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: «Куда ж это я попал?» в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название «жениха», так бесцеремонно ему сейчас данное. Во-первых, было видно и даже слишком заметно, что Петр Петрович усиленно поспешил воспользоваться несколькими днями в столице, чтоб успеть принарядиться и прикраситься в ожидании невесты, что, впрочем, было весьма невинно и позволительно. Даже собственное, может быть даже слишком самодовольное собственное сознание своей приятной перемены к лучшему могло бы быть прощено для такого случая, ибо Петр Петрович состоял на линии жениха. Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: всё это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин. »

Когда Лужин получил «отставку», потерял статус жениха Авдотьи Романовны и был выставлен за порог Родионом, именно на него и направил свою мстительность уязвленный Петр Петрович и именно в этих целях подстроил провокацию с обвинением Сони Мармеладовой в воровстве. Кстати, в связи с отставкой характеристика этого персонажа дополняется и уточняется: «Главное дело было в том, что он, до самой последней минуты, никак не ожидал подобной развязки. Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти. Убеждению этому много помогли тщеславие и та степень самоуверенности, которую лучше всего назвать самовлюбленностию. Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Напоминая теперь с горечью Дуне о том, что он решился взять ее, несмотря на худую о ней молву, Петр Петрович говорил вполне искренно и даже чувствовал глубокое негодование против такой «черной неблагодарности». А между тем, сватаясь тогда за Дуню, он совершено уже был убежден в нелепости всех этих сплетен, опровергнутых всенародно самой Марфой Петровной и давно уже оставленных всем городишком, горячо оправдывавшим Дуню. Да он и сам не отрекся бы теперь от того, что всё это уже знал и тогда. И тем не менее он все-таки высоко ценил свою решимость возвысить Дуню до себя и считал это подвигом. Выговаривая об этом сейчас Дуне, он выговаривал свою тайную, возлелеянную им мысль, на которую он уже не раз любовался, и понять не мог, как другие могли не любоваться на его подвиг. Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному. Сколько сцен, сколько сладостных эпизодов создал он в воображении на эту соблазнительную и игривую тему, отдыхая в тиши от дел! И вот мечта стольких лет почти уже осуществлялась: красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать. Как нарочно, незадолго перед тем, после долгих соображений и ожиданий, он решил наконец окончательно переменить карьеру и вступить в более обширный круг деятельности, а с тем вместе, мало-помалу, перейти и в более высшее общество, о котором он давно уже с сладострастием подумывал. Одним словом, он решился попробовать Петербурга. Он знал, что женщинами можно «весьма и весьма» много выиграть. Обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины могло удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол. и вот всё рушилось! Этот теперешний внезапный, безобразный разрыв подействовал на него как удар грома. Это была какая-то безобразная шутка, нелепость! Он только капельку покуражился; он даже не успел и высказаться, он просто пошутил, увлекся, а кончилось так серьезно! Наконец, ведь он уже даже любил по-своему Дуню, он уже владычествовал над нею в мечтах своих — и вдруг. Нет! Завтра же, завтра же всё это надо восстановить, залечить исправить, а главное — уничтожить этого заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной. С болезненным ощущением припоминался ему, тоже как-то невольно, Разумихин. но, впрочем, он скоро с этой стороны успокоился: «Еще бы и этого-то поставить с ним рядом!» Но кого он в самом деле серьезно боялся, — так это Свидригайлова. »

Вас может заинтересовать ::  Если Человек Переехал В Другой Райондействует Ли Решение Суда По Долгам

Какова роль образа Лужина в романе евского «Преступление и наказание»? (ЕГЭ по литературе)

Философский роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» культуролог и литературовед М.М. Бахтин назвал полифоническим, потому что в нем, как в музыкальном произведении, звучат и переплетаются друг с другом разные голоса, воплощающие различные идеологии и взгляды на мир. Среди них особенно выделяется голос Родиона Раскольникова. На протяжении всего романа автор проверяет его теорию, вводя в повествование двойников героя. Одним из них и является Петр Петрович Лужин.

Но все-таки есть кое-что, что объединяет этих героев – теории, опирающиеся на принцип вседозволенности. Теория «о целом кафтане» Лужина возводит на пьедестал разумный эгоизм, когда люди в первую очередь думают о своем собственном счастье, то есть по сути позволяет человеку действовать исключительно в своих интересах, не взирая на нормы морали. Теория Раскольникова имеет другой смысл: он разделяет людей на обыкновенных и исключительных, то есть способных идти к своей цели и вести за собой других любыми средствами. Но все-таки обе теории допускают возможность человека делать все, что ему хочется, хоть и ради абсолютно разных целей: Лужин говорит о личной выгоде, а Раскольников – об общественном прогрессе. Показательна в этом плане первая встреча Лужина и Раскольникова: подтянутому, одетому в изящную новую одежду Лужину сначала явно неловко находиться в тесной комнатушке Родиона среди едва сводящих концы с концами студентов, а Раскольникову претит индивидуализм Лужина, готового сломать жизнь Дуне ради собственного удобства. Но когда Лужин с ужасом говорит об аморальности убийства старухи-процентщицы, Родион возражает ему, считая, что все произошло по теории Лужина. Получается, что при всей внутренней разности этих персонажей и при том, что на первый взгляд они не похожи друг на другу, их теории ведут к одному – разрешают человеку совершить преступление.

У Петра была теория о женах. Он решил, что в жены надо брать девушку из бедной семьи, с тяжелой судьбой, которая долго испытывала лишения и трудности в жизни. Поэтому он выбрал Дуню Мармеладову. Она выросла в бедной семье. Он завоевал её сердце, он обещал ей счастливую семейную жизнь. Девушка согласилась на его предложение. Её решение было продиктовано решением спасти семью и вытащить её из нищеты. Девушка любила родных и была готова на многое ради них. Лужин считал Дуню своей вещью и решил, что может распоряжаться ею по своему усмотрению, для получения своей выгоды.

Вас может заинтересовать ::  Как Оформить Группу Инвалидности Для 90-Летней Женщины Перенесшей Обширный Инсульт Беларусь

Брат Дуни, которого звали Раскольников это единственный человек, который сразу смог увидеть настоящую натуру Лужина. И он единственный кто был против брака его сестры с этим человеком, но его мнение в этот момент не учитывалось. Сама Дуня и ее мама смогли увидеть подлую душу Лужина только после того как он пытался поссорить их с Родионом. В этот же момент когда девушка понимает, какой он человек она сильно разочаровалась и отказалась принимать от него предложение руки и сердца. Но для Лужина это стало удивлением и одновременно унижением, ведь он думал что, выходя замуж за девушку, он делает ей одолжение и спасает ее от бедной жизни.

Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика

Довольно длительное время занимается адвокатской деятельностью, что приносит ему довольно неплохой доход. В будущем планирует расшириться и открыть собственную адвокатскую контору в Петербурге. Жениться на Дуне он желает в том числе из корыстных побуждений. Она хоть и небогата, зато хороша собой и образована. Он мечтает видеть возле себя послушную рабыню. Благодаря обаянию и уму своей избранницы планирует пробиться в высшие круги общества.

Одним из прототипов Лужина некоторые исследователи (Л. П. Гроссман[3], М. С. Альтман) считают стряпчего Павла Петровича Лыжина (шурина Генриха Шлимана[4]), бывшего одним из кредиторов Достоевского (в 1865 году за неплатёж по векселям Лыжину и крестьянину Пушкину была произведена опись имущества писателя). В черновиках «Преступления и наказания» этот персонаж дважды прямо назван Лыжиным[5]. По мнению Б. Н. Тихомирова, Достоевский наделил Лужина и нравственным обликом своего кредитора. В частности, в 1866 году Лыжин был выбран в качестве своего адвоката одним из подсудимых по «делу Каракозова», однако от защиты отказался, ссылаясь на неучастие в уголовных делах. Тихомиров делает вывод, что таким образом Лыжин, прежде связанный со средой «прогрессистов» (иначе чем объяснить выбор подсудимого), решил с изменением внутриполитической конъюнктуры отмежеваться от неё — что напоминает стремление Лужина к общению с Лебезятниковым и дальнейший разрыв[6].

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» необходим для раскрытия теории и мыслей Раскольникова, поскольку персонаж является двойником героя. Его идеи соответствуют ощущениям и взглядам Родиона. Но именно теория Лужина показывает несостоятельность всех имеющихся мыслей Раскольникова, деления на тех, кто имеет право, и тварей дрожащих.

Например, Дуня, которую Лужин видел своей избранницей, считает его недостойным человеком. Раскольников убедился в несостоятельности собственной теории. И хотя он не признает идей Лужина, Родион находит немало общего с его взглядами. Потому приходит горькое разочарование в своих мыслях и устоявшихся ценностях.

Делались попытки соотнести Лужина Достоевского и с его однофамильцем — персонажем Набокова. О. Меерсон, посчитав (на основании концепции Бахтина), что герой Достоевского всегда сложен и противоречив, а Лужин «монологичен, предсказуем, завершён, самодоволен», делает вывод, что этот персонаж является исключением «в мире самого Достоевского» и «нуждается в защите и оправдании с точки зрения норм самого Достоевского», и что именно эту защиту Лужина от его создателя и осуществляет Набоков в соответствующем романе, выступая тем самым апологетом метода Достоевского, согласно которому «нечего на человеке ставить крест»: «дескать, и в Лужине можно найти начало незавершимости и бесконечности личности, а то и личного страдания, больного места, усложняющего характер»[11]. С ней спорит Г. М. Ребель, замечая, что утверждение Меерсон базируется на абсолютизации положений концепции Бахтина, более того, что «такая безапелляционная экстраполяция одного из художественных принципов Достоевского на всё и вся в его художественном мире в немалой степени противоречит идеям самого Бахтина. Если у Достоевского, по Бахтину, „две мысли… — уже два человека, ибо ничьих мыслей нет, а каждая мысль представляет всего человека“, то это ведь, в свою очередь, означает, что человек сводится к своей мысли или к мысли другого о себе…». Таким образом, Лужин «запрограммирован на роль подлеца, которую отрабатывает, как заданный урок, даже вопреки собственному настойчиво декларируемому прагматизму», тем самым персонифицируя буржуазно-меркантильную сторону идеи Раскольникова о вседозволенности. «Иными словами, Лужин в романе „Преступление и наказание“ именно таков, каким он нужен был Достоевскому, и вносить поправки в концепцию этого характера (да еще Набокову!) было бы по меньшей мере странно. Еще страннее доказывать… факт защиты Лужина от его создателя Достоевского тем, что Лужин Набокова определенными своими чертами напоминает князя Мышкина, — так ведь князя Мышкина, а не Лужина, с которым у него ничего общего нет.»[12]

Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Авдотьи Романовны Раскольниковой[7].

Тест по роману Достоевского Ф

Так в чем она состоит? Несколькими словами: Лужину нужна спутница низкого социального происхождения, но при этом умная, кроткая, симпатична. По его мнению, такая особа по гроб жизни будет ему благодарна за повышение социального статуса. Цена вопроса состоит лишь в том, чтобы девушка безропотно подчинялась, слушалась, была «аксессуаром» для выхода в свет: «Посмотрите какая игрушка красивая у меня есть, ну сломается, новую найду».

Смотрите: Свидригайлов как двойник Раскольникова Господин Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых придерживается в жизни. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории “целого кафтана”. Эта теория является по сути версией теории Раскольникова, которая оправдывает преступления из личных интересов.

Adblock
detector