Закрепление Конституционных Гарантий Прав И Свобод Граждан В Рф

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

Особенности конституционного закрепления прав и свобод граждан в РФ

Юридические гарантии имеют то или иное социальное содержание, отражают и закрепляют общественные отношения, однако это не означает, что сами эти отношения не выступают в качестве важнейших условий реализации прав и свобод граждан. Именно наличие этих условий выступает решающей гарантией провозглашения и реализации прав личности. При этом, гарантиями реализации прав и свобод граждан являются только социальные отношения, способствующие этой реализации.Помимо норм Конституции РФ, право на жизнь охраняется и отраслевым законодательством, созданным на основе конституционных норм, в частности Уголовным кодексом РФ[22]э

Статьи 20, 21, 22 Конституции РФ являются гарантирующими нормами. Их назначение состоит в обеспечении предписаний отраслевых норм, регулирующих сферу личной безопасности граждан. По существу они являются установлениями общего характера, которые указывают государству, его органам, общественным организациям и гражданам определенный вариант поведения, направленного на обеспечение условий беспрепятственного пользования правами на жизнь, здоровье и физическую свободу.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина и механизмы их реализации

По мере того, как РФ интегрировала в мировое сообщество, особенно в правовой сфере, возрастало значение государственных органов в рассматриваемой нами проблеме на территории страны. Исходя из смысла статьи 2 Конституции[2] (о нем упоминалось выше), государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы личности. Указанное положение – точка опоры при решении возникающих споров в реализации названных выше прав.

Те особенности, которые существуют на сегодняшний день в области реализации рассматриваемых нами конституционных ценностей, являются комплексной, довольно сложной проблемой. Если ее не решать, то в таком случае права и свободы станут всего лишь фикцией, закрепленной на бумаге.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

Обязанность государства заключается не только в признании прав и свобод человека, но и в их соблюдении. Общее начало, характерное для осуществления всей совокупности конституционных прав и свобод заключено в их гарантированности. Только гарантии прав обеспечивают им качество реальности. Права человека должны быть адекватны любому демократически организованному обществу. Если государство претендует на то, чтобы называться правовым, то оно обязано законодательно предусмотреть, реально гарантировать различными средствами (в основном, юридическими), данные права, приобретающие в силу конституционного закрепления характер субъективных юридических прав.

Главное назначение конституционных прав и свобод – обеспечить государственную защиту и заставить государственные органы исполнять свои обязанности в сфере реализации прав граждан страны. Все конституционные права и свободы можно разделить на 2 группы: гарантии общего характера и конкретные гарантии гражданских прав и свобод.

Закрепление Конституционных Гарантий Прав И Свобод Граждан В Рф

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием «помилование»).

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения.

Важно, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России). Это означает, что конституционные права и свободы действуют и применяются даже, если они не закреплены в текущем законодательстве. При этом суды и иные органы власти при принятии своих решений обязаны руководствоваться в первую очередь конституционными правами и свободами человека и гражданина. Отступление от этого правила ставит под сомнение законность принимаемых ими решений и действий.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

5) Возмещение вреда(ст. 53). Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными (без)действиями ОГВ или их д/лиц. размер возмещения устанавливается судом. ОКС от 04.12.2003 г. – вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины органов дознания, предв. следствия и прокуратуры.

Предмет ведения РФ — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Перечень исключительных П.в. РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим.

Согласно Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, а их гарантом является Президент Российской Федерации как глава государства.
Основными институциональными механизмами в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина являются все ветви государственной власти. Это законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, судебные, а также административные органы, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств — плодотворно содействуют государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека.
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
К компонентам комплексной системы защиты прав человека в Российской Федерации относятся другие учреждаемые государством органы, не принадлежащие ни к законодательной, ни к исполнительной власти (Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации и др.), институты гражданского общества, в частности общественные объединения. Деятельность этих не относящихся ни к законодательной, ни к исполнительной власти органов оказывает значительное влияние на укрепление в России демократического правового государства, в котором права человека должны обеспечиваться и защищаться согласно общепризнанным стандартам.
Объединение усилий как государственных, так и независимых от власти институтов нацелено на максимально полную реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их защиты на всей территории Российской Федерации.
Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека прежде всего посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина.
Чрезвычайно важным принципом, определяющим функционирование законодательных органов в развернутой системе защиты прав человека и гражданина, является введение прямого запрета закона, нарушающего права человека: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (часть 2 статьи 55).
Законодательные органы путем определенных в Конституции Российской Федерации процедур осуществляют юридическое оформление участия Российской Федерации в международных соглашениях по правам человека и в рамках своей компетенции контролируют исполнение вытекающих из них международных обязательств.
Исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы должны заботиться о создании для каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, правовых, организационных и материальных условий для осуществления конституционных прав и свобод. Правительство Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.
Наряду с механизмом правового регулирования и закрепления обязанностей органов исполнительной власти по обеспечению конституционных прав и свобод, конституционная правозащитная система включает институт ответственности государственных органов в этой сфере.
На основании статьи 52 Конституции Российской Федерации гарантируется охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также обязывает государство обеспечить доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Должностные лица несут ответственность за их нарушение, в частности за неисполнение судебных решений, указывающих на конкретные нарушения индивидуальных или коллективных конституционных прав и свобод.
Особая роль в правозащитной системе Российской Федерации отводится, согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, судебной власти, которая, согласно статьи 118 Конституции Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органы судебной власти являются основным звеном конституционной системы защиты прав человека, осуществляют деятельность, направленную на противодействие и предупреждение нарушений и ограничений прав человека и его основных свобод, их незаконных ограничений.
Дополнительной юридической гарантией защиты прав и свобод не только российских граждан, но и всех, кто находится под юрисдикцией России, является деятельность, осуществляемая Конституционным Судом Российской Федерации. Согласно Федеральному конституционному закону от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (статья 3) защита основных прав и свобод гражданина представляет собой его ключевую функцию.
Деятельность конституционного правосудия нацелена на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы выступают как основополагающий критерий оценки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия законов и других нормативных актов, в том числе субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Осуществляя эти функции, Конституционный Суд Российской Федерации оказывает большое влияние на совершенствование российского законодательства, на приведение его в соответствие с международными стандартами защиты прав человека.
Следует отметить также, что одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации является прокуратура Российской Федерации, которая обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством особого вида государственной деятельности — надзора от имени государства за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории России законов.
В деятельности прокуратуры Российской Федерации уделяется большое внимание защите конституционных прав граждан от противоправных действий или бездействия должностных лиц органов государственной власти. В последнее время правозащитная функция прокуратуры становится все более системообразующей, поскольку защита прав и свобод человека является главной задачей любой отрасли прокурорского надзора.
Гарантированная в Российской Федерации государственная защита прав человека и гражданина не исключает возможности человека предпринимать самостоятельные действия по защите своих прав. В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Закрепление в Конституции РФ права человека самостоятельно защищать свои права, которое в отечественной юридической науке определяется как право на самозащиту, стимулировало появление дополнительных способов законной правозащитной деятельности.
Характерно, что, реализуя свое конституционное право на самозащиту, граждане Российской Федерации при обращении в российские суды все чаще ссылаются на международные нормы, а также обращаются в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Международно-правовой механизм индивидуальной защиты прав и свобод человека признается Конституцией Российской Федерации, согласно которой каждый, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, имеет право обращаться по поводу защиты своих прав в соответствующие межгосударственные органы.
Такими органами являются Комитет по правам человека, учрежденный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.; Комитет по расовой дискриминации, учрежденный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и т.д..
Россия является участницей целого ряда таких соглашений (пактов, конвенций, протоколов) и, соответственно, признает компетенцию утвержденных ими конвенционных органов принимать и рассматривать индивидуальные жалобы.
Это означает, что каждый, кто считает свои права нарушенными российским государством, при соблюдении необходимых условий может прибегнуть к соответствующим международным процедурам.
Перечень таких процедур после присоединения России к Совету Европы и Конвенции о защите прав человека и основных свобод пополнился обращением в Европейский суд по правам человека. Россия признала как юрисдикцию Суда, так и право каждого на индивидуальные обращения в этот международный орган. Это означает, что каждый, находящийся на территории Российской Федерации, может без предварительного разрешения государства обращаться в Европейский суд, если посчитает, что его права, закрепленные в Конвенции, не защищены должным образом внутригосударственными механизмами.
Международные стандарты защиты прав человека предполагают также создание таких национальных (внутригосударственных) правозащитных органов, которые, как правило, учреждаются национальным правом (конституцией или законом) для осуществления конкретных функций в области прав человека. Во внутригосударственной системе защиты прав человека эти органы, которые не являются ни судебными, ни законодательными, выполняют функцию механизма, дополняющего деятельность государственных органов. Национальные правозащитные органы не правомочны выносить постановления, являющиеся обязательными с правовой точки зрения. Однако это не означает, что рекомендуемые ими меры государство и общественность могут игнорировать.
Согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим Российским законодательным правовым актам к таким учреждениям относятся Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также Общественная палата Российской Федерации.
Совет при Президенте Российской Федерации ведет свою историю с 1 ноября 1993 года, когда Указом первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина была образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Нормативную правовую основу деятельности Совета составляет Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека». Согласно этому нормативному правовому акту Совет образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
В целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1993 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, который, согласно Конституции Российской Федерации, назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации.
Согласно Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный призван способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека.
Институт Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности закреплены в Законе Республики Алтай от 24.11.2006 № 94-РЗ «Об уполномоченном по правам человека в Республике Алтай».
Частью 2 статьи 2 названного выше республиканского закона установлено, что при осуществлении своих функций Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также с уполномоченными по правам человека в иных субъектах Российской Федерации.
Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» создан еще один орган, в компетенцию которого входит взаимодействие общественных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам защиты прав человека. Общественная палата Российской Федерации призвана обеспечить активное участие в механизмах защиты прав человека правозащитных неправительственных организаций, роль которых постоянно усиливается.
Общественная палата Российской Федерации проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, Президент Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, судебные, административные органы, другие, учреждаемые государством органы и организации, а также институты гражданского общества совместно обеспечивают конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Вас может заинтересовать ::  Денежные Выплаты За Звание Ветеран Труда В Псковской Области

Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ

Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятельно» и «в полном объеме», поскольку граждане имеют конституционные права и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей[13].

Презумпция невиновности имеет еще одну важную грань: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Следовательно, любой факт или приводимое доказательство, вызывающие сомнение, которое невозможно развеять, признаются несуществующими. Все эти конституционные гарантии (ст. 49) способствуют решению одной из главных задач правосудия: не допустить осуждения невиновных.

  • нарушение им статьи закона о деятельности, несовместимой с его статусом;
  • после вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
  • ввиду длительной (не менее 4-х месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам;
  • подача заявления о сложении полномочий.

Для каждого человека очень важно не только закрепить в Конституции РФ его права и свободы, но и обеспечить их осуществление. Для претворения в жизнь прав и свобод человека необходимо создать благоприятные условия, обеспечить охрану и защиту прав и свобод. Решать эти задачи призваны гарантии прав и свобод человека.
Гарантии прав и свобод– это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту43. Или, иными словами, гарантии в юридической сфере есть условия, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав и свобод граждан, составляющие механизм их эффективной реализации.
Выделяется несколько групп гарантий прав и свобод: правовые, экономические, политические. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение. Конституция РФ большое значение уделяет правовым гарантиям прав и свобод человека.
Гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Закрепленоправо каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Таким образом, каждый может использовать все виды обжалования, обращение в суд, к общественности, использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование.
В числе правовых (юридических) гарантий прав и свобод важное место занимает судебная защита,она гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает, что решения и деяния должностных лиц, органов государственной власти и т. д. могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Порядок реализации указанной гарантии определен в Законе РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 года44.
Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
В январе 1996 года был подписан протокол о присоединении России к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), в соответствии с которым Россия взяла на себя обязательства по обеспечению пользования основными гражданскими и политическими правами, закрепленными в ЕКПЧ, российскими гражданами. Более того, Российская Федерация признала абсолютную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, решения которого являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти в России.
После того как Россия ратифицировала ЕКПЧ, российские граждане получили возможность обращаться в Европейский Суд в Страсбурге с жалобой на действия властей всех уровней, если те каким-либо образом нарушают права и свободы человека, закрепленные в Конвенции. Необходимо отметить, что суд будет принимать к своему рассмотрению лишь те заявления, в которых правонарушения имели место после даты ратификации ЕКПЧ российским парламентом. Кроме того, истец должен исчерпать все средства судебной защиты внутри страны вплоть до обращения в Верховный Суд РФ.
В целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека Президент РФ учредил должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
В ч. 1 ст. 48 Конституции РФ закреплено право на юридическую помощь. Причем в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52). Государство обеспечивает людям этой категории доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Также ст. 53 Конституции РФ предусматривается право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Важная гарантия прав и свобод человека связана с установлением Конституцией РФ презумпции невиновности, которая раскрывается в ст. 49 Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены также другие гарантии прав и свобод человека, направленные на обеспечение гуманного и справедливого применения мер юридической ответственности, отражены права участников уголовного и гражданского процессов:
– право осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50);
– принцип единственной уголовной ответственности за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50);
– недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50).
Конституция РФ содержит важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:
– закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54); никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями (ч. 2 ст. 54). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Конституция РФ предусматривает освобождение отдельных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч. 1 ст. 51). Кроме того, законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
В Российской Федерации введен институт Уполномоченного по правам человека. Согласно мировой практике деятельность Уполномоченного по правам человека состоит в оперативной защите личности от злоупотреблений должностных лиц и государственных органов2. Эта должность позволяет выделить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.
Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина реализует Президент РФ (в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения. С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации образован Совет при Президенте РФ по содействию развитию института гражданского общества и правам человека3.
При Президенте РФ создано Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан4.

Вас может заинтересовать ::  Субсидии В Мин Обороне На Квартиру

РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства… … Юридическая энциклопедия

Составляющей специальных гарантий является многообразная охранительная деятельность специализированных органов государства (конституционный надзор и контроль, деятельность Уполномоченного по правам человека, деятельность органов прокуратуры, органов внутренних дел и др.).

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности; Право

Во-вторых, обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями, применять в целях обеспечения реализации статуса личности комплекс мероприятий, указанных в законе.

Необходимость правовых (юридических) гарантий в том, чтобы как можно полно претворить в жизнь права, свободы и обязанности человека и гражданина. В связи с этим их характер, система и виды должны, возможно, полнее соответствовать определенным формам реализации прав и свобод, а также содействовать осуществлению обязанностей и привлечению к ответственности. Содержание гарантий весьма динамично и обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических, духовных и

Общие конституционные гарантии. Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ — актом высшей юридической силы. Высший ранг норм федеральной Конституции и вытекающие из него требования неукоснительного соблюдения Конституции, принятия законов и подзаконных актов, действия органов государственной власти и Местного самоуправления, граждан и их объединений на основе норм Конституции РФ выступают в качестве важнейшего условия принуждения высокого авторитета конституционных прав и свобод.

Вас может заинтересовать ::  Как Льготы Действуют Для Ветеран Воинской Службы В Самарской Области

Юридические гарантии, с одной стороны, оформляют социально- экономические, политические, культурные и организационно-технические условия и средства обеспечения и защиты прав и свобод личности, а с другой, имеют самостоятельное значение в виде общих и специальных правовых условий и средств обеспечения и защиты прав и свобод личности. Условно можно выделить две группы конституционных гарантий — общие и специальные:

  • Президент РФ => сотрудники администрации президента ведут постоянную работу с письмами и обращениями граждан, ведут их приём.
  • Органы прокуратуры => оперативное реагирование на любое нарушение закона в РФ.
  • Различные органы исполнительной власти( юстиция, ОВД, здравоохранения )=> работа с обращениями граждан.
  • Уполномоченный по правам человека => статус которого утвержден ФКЗ от 26.02.1997г «Об уполномоченном по правам человека в РФ». Аналогичные должности создается в ряде субъектов РФ
  • Уполномоченный по правам ребенка ( есть в некоторых субъектах РФ).
  • Комиссия по правам человека в субъектах РФ.
  • Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления => являются наиболее приближенными к населению.
  • Адвокатура( нотариат).
  • Общественные организации, созданные для защиты прав конкретных видов прав и законных интересов человека и гражданина( союз автомобилистов).

Часть прав и свобод называют абсолютными, т.е. НЕ могут быть ограничены не при каких условиях.( Часть 3 ст.56 «право на жизнь», «достоинство личности», «неприкосновенность личной жизни», «свобода совести», «свобода предпринимательской деятельности», «право на жилище», «право на судебную защиту со специальными гарантиями»).

Adblock
detector