Иммунитет Депутатов Административной Ответственности

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

1.1. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для осуществления своих полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

Социально-демографические иммунитеты не зависят от занятия каких-либо должностей или особенностей службы лица. Их наличие и действие обусловлено иными признаками (например, инвалидность или несовершеннолетие), позволяющими относить физическое лицо к особым субъектам административной ответственности, образующим социальные или демографические группы. По нашему мнению, отдельной социальной группой, выражающей интересы определенных слоев общества, инициативных групп граждан, а в ряде случаев и личные интересы, выступают и зарегистрированные кандидаты на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления, что позволяет признать их иммунитет социально-демографическим.

Если иммунитет устанавливается материальными административно-правовыми нормами, которые, как отмечает профессор Н. М. Конин, «определяют права, обязанности и правомочия субъектов административных правоотношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или, наоборот, не может, не должен, не обязан) участник соответствующего правоотношения» (12) (12 Конин Н. М. Российское административное право (Общая часть): Курс лекций. Краснодар, 2001. С. 60-61.), — это материальный административно-деликтный иммунитет.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности за высказывание мнений или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы нашей страны, в отличие от других граждан, обладают неприкосновенностью (депутатским иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Согласно ст. 98 Конституции РФ в этот период они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Анализ положений КоАП РФ, в частности ст. 1.4, 2.4, 2.5, 2.6, 3.6- 3.9, показывает, что выделение среди физических лиц категории особых субъектов обусловлено наличием у них административно-деликтных иммунитетов, которые по признаку принадлежности к группам особых субъектов административной ответственности можно разграничить на служебные, должностные и социально-демографические.

— в международной сфере. Такие иммунитеты изначально выступают для правоприменительных органов (должностных лиц) как наиболее сложный вид. Причина кроется в их бланкетном характере, необходимости обращения к общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России. Кроме того, и в КоАП РФ содержатся некоторые противоречия международно-правовым источникам права. В частности, недостаточно полной является установленная в ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ необходимость обращения к нормам международного права для разрешения вопроса об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ. Помимо физических лиц, иностранные юридические лица также могут обладать этим иммунитетом. Фактически Кодекс упоминает только о таких международно-правовых административно-деликтных иммунитетах, как дипломатический и консульский, не указывая на необходимость реализации иммунитетов международных организаций;

Вас может заинтересовать ::  Долги По Кварплате Спб Список

Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросу определения субъектом Российской Федерации порядка принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции

В настоящее время Минтрудом России осуществляется актуализация Методических рекомендаций по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих (далее — Методические рекомендации), в том числе с учетом изменений законодательства Российской Федерации, внесенных вышеупомянутыми федеральными законами.

В целях оказания консультативной помощи субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям Минтрудом России подготовлены Методические материалы по вопросам применения Федеральных законов от 26 июля 2022 г. №228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и от 26 июля 2022 г. №251-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», которые размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу: https://rosmintrud.rU/ministrv/programms/anticorruption/9/14.

В законодательной практике России не используется понятие «индемнитет». Общепризнанным считается понятие «социальные гарантии». Оно прямо закреплено в ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В указанной статье Закона закреплено не только понятие, но и сами социальные гарантии депутата. Часть 3 ст. 2 гласит, что к социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:

Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением депутатами своих полномочий пересылаются, обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы. По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих полномочий. Элементом индемнитета парламентария является Федеральный закон от 31 июня 1998 г. «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Закон предусматривает, что в случае смерти парламентария каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному на день смерти парламентария.

Индемнитет парламентария (члена парламента) есть закрепленное в законе право депутата на получение материального вознаграждения за труд, компенсацию расходов, связанных с осуществляемыми полномочиями. Индемнитет означает предоставление депутату материальных возможностей для обеспечения его статуса. Действующее законодательство устанавливает, что жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения федерального министра. Парламентарию и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в г. Москву, а также выдается единовременное денежное пособие в размере 1/2 ежемесячного денежного вознаграждения. А каждому члену семьи — по 1/4 этого вознаграждения. За свою деятельность все депутаты получают ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему. Председателю Государственной Думы устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Ежемесячный оклад депутата и надбавки к нему соответствуют размеру должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу. Ежемесячно депутату со дня его избрания возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Депутату возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения; предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Кроме того, депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение депутата Государственной Думы предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Вас может заинтересовать ::  Должны Ли Оба Родителя Быть Прописанными В Одном Регионе Для Получения Участка Как Многодетные

Они внесли в Госдуму РФ законопроект, изменяющий порядок возбуждения административных дел в отношении депутатов регионального уровня. Ими предлагается, чтобы дело об административном правонарушении в отношении парламента мог возбуждать исключительно прокурор субъекта. В том числе за нарушение правил дорожного движения, местными депутатами. В настоящий момент депутатская неприкосновенность в плане привлечения именно к административной ответственности в системе местного самоуправления на уровне представительных органов муниципальных образований отсутствует.

Я уже публиковал здесь статью о том, что депутатом от ЛДПР А. Старовойтовым был внесен в Госдуму проект закона о наказании чиновников за оскорбление граждан и своих коллег-чиновников. Но Самарские депутаты решили, наверное, что депутаты у нас – самые незащищенные члены нашего общества, что их запросто могут привлечь к административной ответственности! И решили пресечь это дело.

Иммунитет Депутатов Административной Ответственности

В настоящее время основной порядок осуществления контрольно-надзорных полномочий в сфере миграции, а также правовой статус иностранных граждан, находящихся на территории России, определяется международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан), от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Несмотря на то, что административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, она обладает и своими специфическими особенностями. Так, например, одним из ее отличительных признаков является возможность применения как в судебном, так и во внесудебном порядке.

В трудах российских ученых-администрати-вистов Д. Н. Бахраха, К. С. Бельского, А. А. Гришковца, Ю. Н. Старилова, В. И. Ломакиной, посвященных исследованию статусов отдельных субъектов административного права, встречаются упоминания об административно-деликтных иммунитетах. Более подробно рассмотрен порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих в диссертационных исследованиях Ю. А. Королевой, Л. С. Лопатина. Вопросы правовых иммунитетов также были исследованы с точки зрения конституционного, международного и уголовно-процессуального права в работах Ф. А. Агаева, В. Н. Галузо, В.Г. Даева, И. А. Елизаровой, С. Г. Келиной, А.А. Ковалева, В. И. Руднева, Н. С. Сопельцевой, С. Ю. Суменкова и других.

В связи с этим ст. 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.

Особенности привлечения к административной ответственности депутатов

Отказ Государственной Думы Российской Федерации дать согласие на лишение депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств

Вас может заинтересовать ::  Документы Для Оформления Субсидии На Квартиру Ветерану Труда Может Ли Ветеран Труда Расчитывать На Льтогы По Жкх Если Не Является Собственником

Вч. 2 ст. 6 Конституции РФ подчеркивается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Ст. 19 Конституции РФ гласит: все равны перед законом и судом. Этот основополагающий конституционный принцип полностью закреплен и в российском законодательстве об административной ответственности.

Юридическая ответственность депутата органа законодательной власти

В соответствии с действующим законодательством, не допускается привлечение депутата к уголовной ответственности без согласия высшего представительного органа. Исключение составляют случаи, когда он задержан на месте преступления. Без согласия высшего представительного органа не допускается и административная ответственность депутатов . По общим правилам, эти лица не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, личному досмотру. Исключение составляют случаи, когда указанные действия необходимы для обеспечения общественного порядка и безопасности. Неприкосновенность парламентария распространяется на служебное, жилое помещение, личный и служебный транспорт, багаж, переписку, средства связи, которые он использует, а также на документацию, которая ему принадлежит.

При назначении административных санкций суд учитывает характер проступка, личность депутата, его имущественный статус. Во внимание принимаются и обстоятельства, смягчающие наказание. К ним, в частности, можно отнести добровольное устранение возникших вследствие проступка последствий, компенсацию нанесенного ущерба.

В целях исключения нарушения прав собственников недвижимого имущества, к которому осуществляется присоединение рекламной конструкции, в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, от установки рекламных конструкций без их согласия, проектом федерального закона предлагается дополнить положения пункта 6 части 15 и пункта 5 части 18 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» таким основанием как нарушение требований, установленных частью 5 статьи 19 указанного Закона.

Цель законопроекта — расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.

Депутатский иммунитет: проблемы привлечения к ответственности Текст научной статьи по специальности; Право

июня 1999 года, можно заметить, что следователь или орган дознания, ведущий дело в отношении депутата, вынужден терять при производстве расследования как минимум несколько дней (испрашивание Генеральным прокурором согласия палаты о лишении неприкосновенности; вынесение палатой мотивированного решения), в течение которых законом установлен запрет на досмотр депутата и обыск. Если же учесть, что обыск — это неотложное следственное действие, проводимое, как правило, внезапно, то испрашивание согласия на его проведение практически сводит к нулю возможность собрать какие-либо доказательства по делу. Поэтому можно вполне согласиться с тем, что необходимо предусмотреть такую меру, как ограничение неприкосновенности, смысл которой будет заключаться в том, что некоторые следственные действия должны производиться без какого-либо согласия [1,340].

С одной стороны, такое положение дает возможность дознанию и предварительному следствию вести расследование в отношении депутатов по делам, не имеющим связи с их депутатской деятельностью и тем самым существенно ограничивает депутатский иммунитет. Но, с другой стороны, на самой начальной стадии предварительного расследования, без проведения основных следственных действий, довольно трудно решить вопрос о наличии или отсутствии связи между деянием депутата и выполнением им своих обязанностей.

Одно из прав депутата является и его прямой обязанностью. Он должен принимать участие в заседаниях своей палаты, комитета или комиссии. Участие состоит во включении в дискуссию: депутат может и должен высказывать свое мнение по обсуждаемому вопросу, вносить поправки, давать комментарии и т. д. У народных избранников на заседаниях есть право совещательного голоса – то есть он может голосовать «за» или «против» обсуждаемых законопроектов.

Частью 1 Статьей 98 Конституции Российской Федерации регламентирована неприкосновенность Члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Adblock
detector