Инвентаризация При Хищении Имущества

Действия руководства и бухгалтерский учет при хищении на предприятии

ЗАПОМНИТЕ! Чтобы была возможность применить к виновным лицам меры дисциплинарной ответственности, решение о необходимости их применения должно быть вынесено в течение месяца. Исключение делается для случаев, когда виновное лицо находится на больничном или хищение было выявлено по итогам ревизии, аудита.

  1. Сотрудник, обнаруживший факт недостачи, обусловленный возможной кражей, уведомляет об этом руководителя фирмы. Делается это в письменной форме посредством докладной или служебной записки, которые должны быть зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции.
  2. Директор инициирует своим распоряжением начало внутреннего служебного расследования.

В бухгалтерском учете излишки имущества приходуются по рыночной стоимости (без НДС и акцизов), что оказывает влияние на величину налогообложения. Зачисляются они на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма отражается в составе прочих доходов (п. 29 Методических указаний по инвентаризации).

Комментирует Юлия Бусыгина, руководитель направления обучения по бухгалтерскому учету, Контур.Школа: «Не обязательные случаи проведения инвентаризации фиксируют в учетной политике. Укажите случаи, сроки, состав инвентаризационной комиссии. Случаи, когда инвентаризация обязательна по закону, в учетной политике фиксировать не нужно » .

Если имущество организации украдено

Если виновные лица установлены, суммы недостач учитываются по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Выбор счета зависит от того, является виновное лицо сотрудником организации или нет. В бухгалтерском учете делается следующая запись:

А если у виновного лица недостает средств, чтобы возместить ущерб? В таком случае исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается организации-взыскателю на основании ст.26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 119-ФЗ). Об этом составляют соответствующий акт, который утверждает старший судебный пристав.

В статье 11 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» оговорено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом. В то же время законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами предусмотрены ситуации, когда проведение инвентаризации обязательно,

Так, перечень случаев и событий, при наступлении которых инвентаризация проводится в обязательном порядке, установлен пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). В данном перечне, помимо прочего, упомянуты случаи хищения или порчи имущества.

В случае получения такого заявления необходимо проверить обоснованность поступления имущества от вышеназванных источников договорами (аренды, переработки), перепиской (о приеме на ответственное хранение), и первичными документами. При необходимости можно сделать встречную проверку.

Вместе с тем, в розничной торговле, в отдельных случаях, можно выявить наличие товара, приход которого документально не подтвержден. Для этого необходимо применить такой прием фактического контроля, как контрольное сличение остатков. В основу приема положено сопоставление фактического остатка конкретного наименования товара с его максимально возможным остатком. Для иллюстрации приема контрольного сличения остатков приведем пример.

Хищение имущества

Расхождения с данными бухгалтерского учета (недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и суммовом выражении), выявленные в ходе инвентаризации, фиксируются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), которая является основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Согласно п. 86 Инструкции № 162н [4] , п. 110 Инструкции № 174н [5] , п. 112 Инструкции № 183н [6] списание недостачи с баланса учреждения отражается по дебетусчета0 401 10 173 «Доходы от операций с активами».

К сведению. Результаты проведенной инвентаризации оформляются инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), которые являются основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Обоснование. Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случая обязательного проведения инвентаризации, который устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (не включая имущество, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
  • при коллективной (бригадной) материальной ответственности в случае смены руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) .

Инвентаризация проводится организациями в обязательном порядке в случаях, установленных законом, или по желанию руководителя организации. Индивидуальные предприниматели проводят инвентаризацию только в том случае, если они ведут бухгалтерский учёт.
Организации обязаны проводить обязательную инвентаризацию в следующих случаях:

Проведение инвентаризации

  • собственное имущество организации;
  • имущество на ответственном хранении;
  • арендуемое имущество;
  • имущество, полученное для переработки;
  • неучтенное имущество;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • производственные запасы;
  • финансовые вложения;
  • готовая продукция и товары;
  • прочие запасы и финансовые активы;
  • кредиторская задолженность;
  • займы и резервы;
  • долги, безнадежные к взысканию.

Кроме плановых инвентаризаций руководство может проводить внезапные проверки. Они помогают застать врасплох небрежных сотрудников. Такие проверки проводятся у вновь нанятых материально ответственных работников, при образовании запасов сверх нормы, при нарушении правил приемки, хранения, реализации ценностей. Руководитель составляет план-график внезапных проверок, который хранится у главного бухгалтера.

Налоговый и бухгалтерский учёт похищенного имущества

В ситуации, когда выявлена недостача МПЗ, оформляется инвентаризационная опись по форме № ИНВ-3 и сличительная ведомость результатов ин­вентаризации товарно-материальных ценностей по форме №ИНВ-19. После утверждения результатов инвентаризации заполняется акт на списание МПЗ. Унифицированная форма такого документа законо­дательством не установлена. Значит, он составляется в произвольной форме и должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, пере­численные в статье 9 Закона № 129-ФЗ.

Результаты инвентаризации оформляют первич­ными документами. Их унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 №88. Так, приказ о проведении инвентариза­ции составляется по форме № ИНВ-22. При хищении основных средств заполняют инвентаризационную опись по форме № ИНВ-1 и сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств по форме № ИНВ-18. Для списания похищенного основного средства оформляют акт о списании этого объекта по унифицированной форме № ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 Ns 7. На основании заполненного акта в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии объекта основных средств.

По смыслу статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», правила этой нормы о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, могут применяться судом при рассмотрении требований о взыскании с работника причиненного работодателю ущерба не только по заявлению работника, но и по инициативе суда. В случае, если такого заявления от работника не поступило, суду при рассмотрении дела с учетом части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необходимо вынести на обсуждение сторон вопрос о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, и для решения этого вопроса оценить обстоятельства, касающиеся материального и семейного положения работника.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, пунктом 27 которого установлено, что проведение инвентаризации является обязательным, в том числе при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.

Инвентаризация При Хищении Имущества

Инвентаризация товарно — материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Используется для замены сличения вручную на сбор информации с задействованием оборудования. Такая ревизия позволяет снизить вероятность неточностей, связанных с человеческим фактором. Процесс маркирования является трудоемким. Компания «Клеверенс» предлагает обновленные программы, например, Склад 15 — для работы по новым условиям отчетности, а также проекты по маркировке разных товарных групп.

Факты совпадения фиксируются сразу, а информация о недостающих экземплярах или отсутствующих позициях становится доступной после завершения проверки. Терминал самостоятельно оповещает о недостаче. Полученные данные записываются в электронном формате и используются для расчетов и анализа. Компания Cleverence предлагает программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, позволяющее маркировать изделия и отслеживать статистику, какие марки по данному наименованию поступают в складской комплекс.

Для признания убытков от; хищений в; торговом зале актов инвентаризации недостаточно

Суды также указали на то, что порча и недостача товара — это два разных факта хозяйственной деятельности; деление обществом недостачи товара на бой/порчу и хищение является произвольным, без установления действительных причин выбытия товара. Акты боя не могут одновременно подтверждать порчу продукции и ее отсутствие (хищение), поскольку обнаружение порчи товара возможно лишь при его наличии.

Возражая в суде против позиции налоговых органов, налогоплательщик заявил, что факт недостачи товаров подтвержден результатами инвентаризаций (описи ИНВ-3, сличительные ведомости ИНВ-19, акты о порче), ссылался на невозможность фиксирования отсутствия виновных в выбытии ТМЦ при розничной торговле через залы самообслуживания (решение ВАС от 04.12.2013 N ВАС-13048/13). Суду была предоставлена «Методика выявления и списания товарных потерь в организации», утвержденная приказом директора организации, а также обращено внимание на необходимость исследовать соответствие размера недостачи среднерыночному уровню потерь в розничной торговле. Кроме того, налогоплательщик обратил внимание, что сумму недостачи надо уменьшить на выявленные излишки во избежание двойного налогообложения.

Что делать работодателю в случае выявления кражи или недостачи

Как разъяснил Верховный Суд РФ, расторжение трудового договора по данной причине возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т. п.), и при условии, что ими совершены действия, которые дали работодателю основание для утраты доверия к ним. Также эти работники могут быть уволены в связи с утратой доверия и в случаях, не относящихся напрямую к их работе: при установлении факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений (п. 45 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).

Следует отметить, что в некоторых случаях можно обойтись малой кровью, без привлечения органов внутренних дел, проведения расследования и судебных разбирательств. Если сумма ущерба, выявленная при ревизии, незначительная и руководство не располагает достаточными доказательствами, что имущество было именно похищено, то распрощаться с сотрудником можно в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – в связи с утратой доверия.

Вас может заинтересовать ::  Сроки И Пени Получения Налогового Вычета За Лечение
Adblock
detector