Как Возбуждается Уголовное Дело В Отношении Депутата

Автор проекта – депутат Госдумы Виталий Золочевский – обосновывает свои предложения существующим неравенством по отношению к представителям органов власти различных уровней. Так, в п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ закреплено положение о том, что решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого в отношении члена Совета Федерации и депутата Госдумы, принимается с согласия соответственно Совета Федерации и Госдумы, полученного на основании представления Генпрокурора РФ. В отношении депутата законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ, а также депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления не требуется. Такое различие депутат считает несправедливым.

Напомним, что по действующему законодательству решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Статья 448

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

В ином порядке возбуждается уголовное дело в отношении бывшего Президента РФ. Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» бывший Президент РФ продолжает пользоваться неприкосновенностью и после окончания своих полномочий, в том числе и процессуальной. Он может быть лишен неприкосновенности только в том случае, если в отношении него возбуждено уголовное дело по факту государственной измены или совершения иного тяжкого преступления.

Представление Президента РФ в Верховном Суде РФ рассматривает коллегия из трех судей данного суда. Представление рассматривается в закрытом судебном заседании в 10-дневный срок после его поступления с участием лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела (Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ и (или) их адвокатов), на основании представленных в суд материалов (ч. 2 ст. 448 УПК РФ).

Вас может заинтересовать ::  К Какому Министерству Относятся Чернобыльцы

В каком порядке предусмотрено возбуждение уголовного дела в отношении депутата

В ходе производства оперативно–розыскных мероприятий было установлено, что гражданин, являющийся депутатом Государственной Думы Российской Федерации, не имея на то разрешения, постоянно носит при себе наградной пистолет «ТТ», доставшийся ему по наследству от отца. Дознавателем органов внутренних дел возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК. Защитник подозреваемого обжаловал решение о возбуждении уголовного дела прокурору, как принятое ненадлежащим субъектом.

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

— предварительное получение соответствующим руководителем следственного органа перед принятием такого решения заключения особой коллегии из трех судей ВС РФ (п. п. 2, 2.1 ч. 1 комментируемой статьи) о наличии в деянии Генерального прокурора Российской Федерации или председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления;

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Как Возбуждается Уголовное Дело В Отношении Депутата

Ответ: Согласно ч.8, 9 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает наличие свидетельского иммунитета, дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК РФ), а также особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, предусмотренных разделом XVII «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц». К числу таковых относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и др.

Мотивированное решение Конституционного суда, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5-ти суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения.

Вас может заинтересовать ::  Закон О Оплате Отопления В Подьезде

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

«При этом из материалов уголовного дела усматривается, что решение о возбуждении уголовного дела по факту приобретения (обвиняемым) и передаче на хранение (тайному свидетелю) наркотических средств не принималось, а инкриминируемое осужденному указанное преступление не является частью ранее возбужденного и расследуемого дела по факту незаконного сбыта наркотических средств, поскольку данные преступления отличаются конкретными фактическими обстоятельствами, направленностью умысла осужденного при совершении в разное время преступлений и с разными лицами», — отмечает ВС.

Согласно правовой позиции Конституционного суда, стадия возбуждения уголовного дела является обязательной: актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием, которое обеспечивает последующие процессуальные действия органов дознания, предварительного следствия и суда, и одновременно влечет необходимость обеспечения права на защиту лица, в отношении которого осуществляется обвинительная деятельность, напоминает высшая инстанция.

Как Возбуждается Уголовное Дело В Отношении Депутата

К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны — ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147,
ч. 3 ст. 318 УПК). В этом случае следователь приступает к производству предварительного следствия, а дознаватель — дознания (ч. 3 ст. 318 УПК).

Следователь, а также дознаватель с согласия прокурора правомочен возбудить уголовное дело о любом преступлении частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния, или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам среди прочих относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147 УПК).

Нужно ли постановление о возбуждении дела по новому факту при наличии уже возбужденного уголовного дела в отношении этого же лица, но по другому эпизоду

Формально часть 2 ст. 146 УПК РФ не требует указания на конкретное лицо, в отношении которого производится преследование. Нет таких требований и в ст. 140 УПК РФ. Вместе с тем, связь определенного лица с возбуждением преследования разбросана по всему кодексу. Например, часть 4 той же ст. 146 УПК РФ указывает на необходимость незамедлительного уведомления лица, «в отношении которого возбуждено уголовное дело». Статья 447 УПК РФ определяет гарантии некоторых лиц для начала расследования. На основании части 1 ст. 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела допускается лишь в отношении конкретного лица. И т.д. И наконец, согласно пункту 55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование производится вообще-то с целью изобличения виновного (в отличие от ранее действующего УПК, где результатом расследования было установление истины).

То есть, если в отношении, например, директора организации было возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ по одному эпизоду, то при обнаружении нового факта нужно решить — является ли новый факт составной частью старого эпизода. Скажем, дело было возбуждено за неуплату налога на прибыль за 2022 год, то при обнаружении признаков неуплаты НДС нужно новое постановление о возбуждении. Это исходя из позиции КС РФ.

Если в отношении потерпевшего совершен ряд преступлений и уголовное дело об одном из них является частного обвинения, приоритет имеет публичный (частно-публичный) порядок уголовного преследования, то есть расследование целесообразно осуществлять органами дознания и следствия в рамках одного уголовного дела. Такой подход направлен на более эффективное достижение целей уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК) и подразумевает возможность использования государством арсенала уголовно-процессуальных средств защиты прав личности и обеспечения для нее своевременного доступа к правосудию (ст. 32, 52 Конституции Российской Федерации).

Для этого предлагается получить подробное объяснение потерпевшего, в котором отразить: данные о потерпевшем, о документах, удостоверяющих его личность; описание события преступления, места, времени, обстоятельств произошедшего; данные о лице, совершившем преступление, и свидетелях.

Вас может заинтересовать ::  Льготные Карточки На Проезд В Автобусе Школьникам Где Купить В Спб

Суды трактуют данную норму следующим образом: «п. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре не устанавливает неприкосновенность адвоката, не определяет ни его личную привилегию как гражданина, ни привилегию, связанную с его профессиональным статусом, поскольку она предполагает получение судебного решения при проведении в отношении адвоката лишь тех ОРМ и следственных действий, которые вторгаются в сферу осуществления им собственно адвокатской деятельности – к каковой в любом случае не может быть отнесено совершение адвокатом преступного деяния, как не совместимого со статусом адвоката» (определения КС РФ от 22 марта 2012 г. № 629-О-О, от 17 июля 2012 г. № 1472-О, от 22 апреля 2014 г. № 732-О, кассационное определение ВС РФ от 26 июля 2012 № 47-012-30сп-а и другие).

К сожалению, порядок производства по уголовным делам в отношении адвокатов в ходе уголовного судопроизводства и оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) нередко нарушается. Уголовное преследование адвокатов осуществляется далеко не всегда справедливо, в этой связи необходимо согласиться с Ю.И. Стецовским, считающим, что «гарантии прав адвоката в случае его привлечения к уголовной ответственности вряд ли достаточны» 3 .

Как возбуждаются уголовные дела по налоговым преступлениям: ликбез от адвоката

На самом деле произошло резкое снижение количества возбужденных уголовных дел, так как направляемые налоговиками материалы не всегда содержали признаки налогового преступления, в отличие от материалов оперативных служб. В 2014 году результаты оперативно-розыскной деятельности были вновь признаны надлежащим поводом для возбуждения уголовного дела.

  • знать, в чем он подозревается;
  • давать показания по существу подозрения;
  • заявлять ходатайства;
  • подавать жалобы;
  • представлять доказательства своей невиновности;
  • пользоваться помощью защитника.

Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении возможно, но только в том случае, когда директор организации являлся, например, номинальным лицом, а фактический руководитель компании на момент возбуждения уголовного дела не установлен.

Как Возбуждается Уголовное Дело В Отношении Депутата

Вопрос: Мой муж депутат Представительного органа муниципального образования (МО) совершил преступление, предусмотренное УК РФ. Следственным отделом по городу N Следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту РФ возбуждено уголовное дело в отношении моего мужа. Имел ли руководитель следственного отдела по городу N право возбуждать уголовное дело в отношении депутата? И требовалось ли согласие Представительного органа МО для привлечения мужа, как депутата к уголовной ответственности?

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

В ходе производства оперативно–розыскных мероприятий было установлено, что гражданин, являющийся депутатом Государственной Думы Российской Федерации, не имея на то разрешения, постоянно носит при себе наградной пистолет «ТТ», доставшийся ему по наследству от отца. Дознавателем органов внутренних дел возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК. Защитник подозреваемого обжаловал решение о возбуждении уголовного дела прокурору, как принятое ненадлежащим субъектом.

Adblock
detector