Критика Астафьева Кража

Виктор Астафьев, Кража: краткое содержание, характеристика героев и особенности

Черновиком для «Кражи» Астафьева послужил рассказ «Жил на свете Толька». Автор писал, что работает над произведением уже долгое время, и повествует оно о том, как у маленьких человечков украли детство и заставили кричать за это: «Спасибо любимому…» В 1965 году в письмах к друзьям он сообщал, что всю зиму и лето работал над произведением, «трижды прошелся по повести» и отдал в издательство «Молодая гвардия», где ее одобрили и рецензировали: «Нужная книжка. Молодые нуждаются в идеалах и должны знать о нашем трудном детстве». Впервые опубликована повесть «Кража» была в журнале «Сибирские огни» в 1966 году.

В 1953 году увидела свет дебютная книга «До будущей весны», затем ежегодно выходят произведения для детей и в 1958-м — роман «Тают снега». Внимание критиков творчество Астафьева привлекло в 1959 году, после публикации повестей «Перевал», «Прикамье», «Кража». Астафьев известен читателям по произведениям о войне, детстве и мире: «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», «Последний поклон», «Печальный детектив» и многие другие.

Упоение прекрасным миром, жадное познавание нового в нем, сострадательная любовь ко всему живому, в том числе и к зверям. И всего сильнее выражена эта любовь в новелле «Яшка-лось». С болью написан этот поэтический рассказ-аллегория, рассказ-притча. Жеребенок Яшка, своенравный, вольнолюбивый, отстал от матери-кобылы. Отбился и скрылся в лесу, пригретый лосихой. И так полюбился ему лес и вольная жизнь здешняя, что сгинул он от людей. Все излазили люди, все переворошили, а найти Яшку не могли. Но вот изменил Яшке лес. Лосиха, ожидая своего детеныша, охладела, к Яшке, и остался жеребенок один. «Снова прибегал он к селу, снова звало его что-то далекое, полузабытое, вспоминался даже пьяный хромой бригадир. Яшка втянет воздух с прихрапом, вслушается в тайгу, заржет длинно, переливчато, — и голос его летит по горам, повторяясь в распадках, закатится в таежную даль, замрет где-то высоко-высоко». «Кого, Яшка, зовешь, кого кличешь?» — это уже спрашивает рассказчик, сочувствующий жеребенку человек.

«Ранбольной» Сергей Митрофаньгч ездит в город каждый год на обследование для продления пенсии. Его раздражают эти поездки и осмотры, будто может отрасти за год его култышка, будто раны войны можно избыть до конца и он, не дай бог, станет «обворовывать» государство, незаконно получая пенсию. Сергей Митрофаныч, человек совестливый, поэтому, сурово поговорив с врачами, быстро отходит и только самому себе поверяет слова угрюмые, злые: «Закон такой! Ты, да другой, да третий, да все бы вместе сказали, где надо, — и переменили бы закон. Он что, из камня что ли, закон-то? Гора он, что ли? Так ведь и горы сносят. » Подумав так, он все же спокойно едет домой, хотя и ощущает ноющую боль во всем теле. Часто это с ним бывает. Жена повторяет каждый раз: «Война это, война по тебе, Митрофаныч, ходит». Да уж годы и годы прошли, а война все «ходит и ходит» по нему.

Кража астаыьев анализ

Далекий порт Игарка. Далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Все продумано, все учтено: еще днем отперто окно, приготовлены необходимые подручные средства.

Вас может заинтересовать ::  Как Получить Страховку При Получении Инвалидности Сотрудником Овд

Астафьев подчеркивает, что у человека есть только один путь к самоусовершенствованию – пополнение знаний и расширение жизненных интересов. Каждый человек, по мнению автора, должен сам зарабатывать себе кусок хлеба, а не ждать, пока его принесут другие, да еще сетовать на то, что хлеб черствый.

Критика Астафьева Кража

Сильная, но очень непростая книга. Впрочем, разве может быть простой история о воспитанниках детдома? В довоенные годы. На Севере. Практически на краю света, в городе, который и называется Краесветском. Эти дети рано становятся взрослыми, хотя, наверное, ещё раньше сами себя считают взрослыми, потому что берут на свои плечи дела, которые и взрослый человек не всегда готов на себя взвалить. Так и случилось с кражей. Весело, играючи, украли ребята деньги, не менее весело гуляли на эти деньги, но приходит время исправить страшное зло, причиненное другим детям, и отступать назад некуда. В таких непростых ситуациях и формируется характер, человек вдруг как будто прозревает. И очень важно, чтобы в такой момент был кто-то, кто готов поддержать. Здорово, что рядом с Толей есть учитель. Даже не…

К середине повествования книга зацепила. Весна приходит в северный город медленно, завлекает тёплыми днями, а потом опять превращается в суровую зиму, но ничто не изменит хода природы, весна возьмёт своё, откроются реки, придут пароходы и жизнь изменится. В душе у ребят-детдомовцев в это же время тоже проходят большие изменения. Смерть товарища, который по сути никому товарищем не был, кража и в итоге ещё одна кража, чтобы компенсировать первую. Многие вынесли уроки после всего этого и тоже изменились, как и природа. А ещё мне понравились образы заведующего и тёти Ули, без педагогического образования, «специальности» как говорит хозяин города, но вместе с тем ставших ребятам учителями по жизни. А учёные дамочки, далёкие от ребят, напомнили тех, кто сидит в минобразе и пишет всякие…

Вместе с тем, писатель, говоря о том, что хотя до публикации повесть перепечатывалась на машинке много раз, признался: «Кража» осталась им непереписанной. (Карапетян Г. «Верность своей земле», интервью с В.П.Астафьевым, газета «Красноярский рабочий» 29 апреля 1984 года)

Декабрь. Обещанный номер журнала «Новый мир» с «Кражей» не вышел ни в ноябре, ни в декабре. Редакция сообщила автору, что «вышел-де запрет на спецпереселенцев и зэков». (Письмо А.Н.Макарову от марта 1966 года, Астафьев В.П. «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001», стр.82). «В «Новом мире» с рукописью расставались тягостно, с большим сожалением…но в таком положении находится сейчас этот журнал, что ему держать до бесконечности рукописи невозможно, а печатать, что им хочется, не дают». «… в «Новом мире» по доброму рассудили, что уж чем лежать повести, то пусть она свет увидит» – из писем Астафьева друзьям.

Астафьев; Кража: главные герои и главная мысль

Краткое содержание: Своевольный нос сбежал от своего хозяина, не хотел возвращаться. Его нашел цирюльник Иван Яковлевич, бросил в реку. А когда его поймали, не захотел прирастать к своему месту на лице майора Ковалева. Тот мыкался, жаловался полицейским, обвинял Подточину в наведении порчи, договаривался со своим же носом. Он робел перед носом, на котором был мундир и чин выше, чем у самого майора. Но потом все же нос вернулся к своему хозяину.

В одно прекрасное летнее утро городок Милвилл окружил невидимый барьер, сквозь какой неспособно проникнуть ни одно достаточно организованное обладающее сознанием существо, но спокойно проходила неживая материя и простейшие организмы. Как выяснилось вскоре, его поставила цивилизация из другого мира обладающая коллективным разумом — Лиловые Цветы — с целью обретения жизненного пространства на Земле, которая должна стать трамплином для их дальнейшего продвижения по Вселенной. Взамен жители нашей планеты получали колоссальный багаж знаний накопленный пришельцами за миллиарды лет, при одном условии — уничтожении всего ядерного оружия, запасы какого находились под их тщательным контролем.

Вас может заинтересовать ::  Льготы Пенсионерам Значения По Оренбургской Области Официальный Сайт

Проза ьева

Писатель прошел тяжелую жизненную школу: пережил голодное деревенское детство, раннее сиротство, пребывание в детском доме, школе фабрично-заводского обучения, был составителем поездов, воевал на фронте, имеет ранения. Демобилизовался в 1945-м. Был ему тогда 21 год: ни среднего образования, ни профессии, ни здоровья. Мечтал об институте, но нужно было кормить семью.

В 1959 — 61 выходят в свет повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», принесшие Астафьеву широкую известность и обозначившие ведущие темы его творчества: детство, природа и человек, война и любовь. Проявилась и принадлежность Астафьева к «лирической прозе» 60-х гг., со свойственной ей исповедальностью и автобиографичностью, а также связь с традициями натурфилоской прозы И. Тургенева, С. Аксакова, К. Паустовского, М. Пришвина.

(Глава 9) После признания Репину: «Я, может, никого так в жизни не уважал, как вас» Толя Мазов думает: «… каким застенчивым сделался Валериан Иванович, когда … сказал ему про уважение, как покраснел этот тяжеловатый, насупленный человек, как засуетился, отыскивая очки в кармане …»

— Обращение В.П. Астафьева к теме детства не случайно. Валериан Иванович Репнин – заведующий детским домом в разговоре со Ступинским привел слова великого немецкого поэта: «Если мир расколется – трещина прежде всего пройдет по душе поэта». А затем добавил еще от себя: «А я думаю: прежде всего пройдет она по судьбам детей». Как вы понимаете эти слова и справедливы ли они?

Солдатская правда» Виктора Астафьева – кривда о человеке и времени

Кстати, одним из летописцев, в которых в повести мимоходом бросается камень, был Виктор Петрович, о чём, видимо, он запамятовал. В обеих редакциях «Пастуха и пастушки» говорится о бегстве немцев. В последнем перестроечном варианте произведения об этом сказано так: «На фронт из полковой школы он (Борис Костяев. – Ю.П.) прибыл, когда немец спешно катился с Северного Кавказа и Кубани. Наши войска настойчиво догоняли супротивника, меся сначала кубанский чернозём, затем песок со снегом, но никак не могли догнать. Врага настигли в Харьковской области» [5, с. 172].

Ещё один сюжет полемики с Толстым возник с подачи Игоря Дедкова. Он за год до смерти опубликовал одну из лучших своих статей «Объявление вины и назначение казни» [8]. Астафьев ответил Дедкову уже после кончины критика. Писатель свёл полемику к вопросу о нецензурной брани. Её обилие в романе объясняется Астафьевым с материалистических, вульгарно-социологических позиций – «нашей натуральной действительностью». Этот же подход Астафьев демонстрирует и в суждениях о русской классике, которая приводится Дедковым как альтернатива роману «Прокляты и убиты».

Много произведений Астафьев посвятил взаимоотношениям природы и человека. Роман «Печальный детектив», повествующий о безнравственности и беззаконии, с которым пришлось столкнуться сотруднику милиции, В. Быков назвал «криком души». Писатель, прошедший войну, неоднократно возвращался к этой теме и рассказывал о событиях тех лет.

В. П. Астафьев – яркое имя в плеяде писателей-деревенщиков. Его стилистическая манера отличается пластичностью и проникновенным лиризмом в создании пейзажных зарисовок. Народное мироощущение автора проявляется в том, что ему особенно удаются образы простых людей, которые при всей их кажущейся обыкновенности являются неповторимыми.

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В

-Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни несколько лет назад. Но остались его книги, фотографии, записи, знакомясь с которыми мы можем узнать о его жизни и творчестве, его мыслях и чувствах. Сейчас мы посмотрим отрывок из встречи Н.С. Михалкова с писателем в его родной Овсянке. У нас есть возможность увидеть Астафьева таким, каким был он в жизни. ( Просмотр записи.)

Вас может заинтересовать ::  Может Ли Быть Осуществлена Выдача Гражданина Иностранного Государства Государству Гражданином Которого Он Является Если В Оношении Него Ведется Уголовное Преследование

— Таких людей, как В. П.Астафьев, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по- новому видеть мир, жесткая требовательность, прежде всего к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности. И убедиться в этом нам помогут его книги, об одной из которых мы будем сегодня говорить.

Глава четырнадцатая ПОДВОДЯ ИТОГИ

Фронту посвящена вторая книга романа — «Плацдарм». Мы становимся свидетелями событий 1943 года, среди которых центральное место отводится кровопролитной битве за Днепр. На противоположном берегу — враг, за спиной — «надзорное войско, умытое, сытое, дни и ночи бдящее, всех подозревающее». Во время переправы безжалостно загублены тысячи жизней. «Река кипела, полная гибнущих людей. Неумеющие плавать цеплялись за тех, кто умел, и утаскивали их под воду, переворачивали шаткие плотики, сделанные из сырого дерева. Тех, кто возвращался на левый берег, к своим, встречали доблестные бойцы заградотряда, расстреливали людей, сталкивали обратно в реку». Перед нами проходят все новые эпизоды страшного сражения, которые поражают воображение своей кровавой обыденностью. Что же в итоге? «На правом берегу реки хоронили павших бойцов, стаскивали бесчисленные трупы в огромную яму. На левом берегу происходили пышные похороны погибшего начальника политотдела гвардейской дивизии». Хоронили его в роскошном позолоченном гробу…

Глава 22 Подводя итоги Эта женщина — одна из немногих, которая не просто занимала совершенно особое положение в искусстве XIX века, не просто послужила героиней и в жизни, и в творчестве выдающихся писателей, композиторов, художников.Эта женщина сделала свою жизнь историей

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя (обзорно)
— Вы знакомы с творчеством В.П. Астафьева по его детским рассказам. Вспомните и назовите их. («Васюткино озеро», « Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет».)
Все эти рассказы автобиографичны в своей основе. Герои рассказов о детстве разные люди. Это и дядя Левонтий с теткой Васеней, и озорные Левонтьевские ребятишки, и, конечно, бабушка Катерина Петровна, мудрая, чуткая, самая родная.
-Что же мы знаем об Астафьеве? (Сообщение ученика.)

Задача:
1) образовательные:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.п. Астафьева;
Продолжить обучение анализу художественного текста, научить выделять главное;
2) развивающие:
Развивать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
Воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.

Виктор Астафьев, Кража: краткое содержание, характеристика героев и особенности

Автор повести «Кража» Астафьев на грани подцензурного изобразил неприглядную сторону советской жизни. Одним из первых он откровенно написал о том голодном времени, о криминализованном обществе и жестокости подростков и рассказал о людях, прозябавших в темноте и саморазрушении.

В 1953 году увидела свет дебютная книга «До будущей весны», затем ежегодно выходят произведения для детей и в 1958-м — роман «Тают снега». Внимание критиков творчество Астафьева привлекло в 1959 году, после публикации повестей «Перевал», «Прикамье», «Кража». Астафьев известен читателям по произведениям о войне, детстве и мире: «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», «Последний поклон», «Печальный детектив» и многие другие.

А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый, но не таинственный…

Произведения, созданные В.П. Астафьевым, хорошо известны широкому кругу читателей. Это книги о войне, о мире, о детстве. Среди них повести «Кража», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», книга «Последний поклон», повествование в рассказах «Царь-рыба», роман «Печальный детектив» и многие-многие другие.