Значение Особых Мнений Конституционного Суда Российской Федерации В Укреплении Конституционных Основ Местного Самоуправления Приведите Примеры

Содержание

Основная цель местного самоуправления, как следует из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 3 (ч. 2) и 130 (ч. 2), — решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление – непосредственно и через органы местного самоуправления – муниципальной власти, по своей природе являющейся властью местного сообщества (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года № 7-П). Соответственно, в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, — исходя из ее конституционного предназначения, заключающегося в обеспечении интересов местного сообщества в целом, — должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач [7].

Территориальные изменения, напрямую затрагивающие интересы большинства населения территории, на которой осуществляется местное самоуправление, предполагают непосредственное волеизъявление населения соответствующей территории. Следовательно, при изменении границ территорий в связи с упразднением муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление и действуют выборные органы муниципальных образований, наиболее адекватной формой учета мнения населения, по смыслу ст. 130 (ч. 2) Конституции РФ, является референдум. В противном случае местные сообщества оказывались бы, по существу, объектом государственной деятельности, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемого, в частности, запретом на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ) [9].

Значение Особых Мнений Конституционного Суда Российской Федерации В Укреплении Конституционных Основ Местного Самоуправления Приведите Примеры

Отказывая гражданину Н.М. Савостьянову, проживающему в городе Наро-Фоминске, в удовлетворении требования о признании незаконным пункта 3 решения Совета депутатов сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 14 апреля 2009 года, которым была оформлена указанная инициатива, Наро-Фоминский городской суд Московской области в решении от 28 октября 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 декабря 2009 года, исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством представительный орган сельского поселения был вправе выступить с такой инициативой и оформить ее своим решением, которое не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы заявителя, поскольку он не является жителем данного сельского поселения и свои права на местное самоуправление, право избирать и быть избранным может реализовать в муниципальном образовании по месту регистрации — в городе Наро-Фоминске. Решением Московского областного суда от 10 декабря 2009 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 года, Н.М. Савостьянову также было отказано в удовлетворении требований о защите избирательных прав и назначении выборов представительного органа Наро-Фоминского муниципального района Московской области.

Таким образом, положения Конституции Российской Федерации и корреспондирующие им положения Европейской хартии местного самоуправления не исключают возможность формирования представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному принципу, путем вхождения в его состав представителей поселенческих муниципальных образований, избранных населением на муниципальных выборах, если решение об этом принимается с учетом мнения населения.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно рассматривал конституционность норм, содержащихся в статье 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Ниже представлено обобщенное изложение позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П.

Из нормы статьи 131 Конституции Российской Федерации следует, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Вместе с тем эта самостоятельность не абсолютна. Конституция Российской Федерации (статья 12) не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти и предусматривает, что их структура определяется населением самостоятельно (часть 1 статьи 131), в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими общие принципы организации местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76) [11]. Создаваемые органы власти должны соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и вытекающим из этих основ принципам демократии и децентрализации власти, на которых строится организация публичной власти на местах, независимо от того, осуществляется она органами государственной власти местного уровня или муниципальными органами, не входящими в систему органов государственной власти [12]. Вместе с тем гарантированное в статье 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе общих требований к формам осуществления местного самоуправления, в частности к способам и процедурам формирования органов местного самоуправления, их полномочиям и т.п. В свою очередь, законодательное регулирование общих принципов организации местного самоуправления не может быть произвольным и должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации (Постановления от 16 октября 1997 г. N 14-П и от 30 ноября 2000 г. N 15-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 Февраля 2012 г. N 275-О-О).

Вас может заинтересовать ::  Как Узнать Долг По Жкх По Лицевому Счету Через Интернет Саранск

Osobye mneniya sudey N.V. Vitruka i G.A. Gadzhieva na Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 24.01.1997 № 1-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti Zakona Udmurtskoy Respubliki ot 17 aprelya 1996 goda «O sisteme organov gosudarstvennoy vlasti v Udmurtskoy Respublike»» [Separate opinions of judges N.V. Vitruk and G.A. Hajiyev on the Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation of 01.24.1997 No. 1-P «In the case of the verification of the constitutionality of the Law of the Udmurt Republic of April 17, 1996 «On the system of public authorities in the Udmurt Republic»], available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23118/ca1820d99f2c758e82d835816b28c0 a34417dc33/ (accessed July 13, 2022). (in Russ.).

Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 2 aprelya 2002 g. № 7-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel’nykh polozheniy Zakona Krasnoyarskogo kraya «O poryadke otzyva deputata predstavitelnogo organa mestnogo samoupravleniya» i Zakona Koryakskogo avtonomnogo okruga «O poryadke otzyva deputata predstavitelnogo organa mestnogo samoupravleniya, vybornogo dolzhnostnogo litsa mestnogo samoupravleniya v Koryakskom avtonomnom okruge» v svyazi s zhalobami zayaviteley A.G. Zlobina i Yu.A. Khnaeva» [Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 2, 2002 No. 7-P «On the case of checking the constitutionality of certain provisions of the Law of the Krasnoyarsk

Конституционно-правовые основы местного самоуправления

Понятие «местное самоуправление» впервые получило законодательное закрепление в Законе СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Этот Закон устанавливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов в качестве основного ее звена, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц. В качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. впервые установил обязательные наименования муниципальных правовых актов. Такой подход способствует установлению единообразия в статусе и иерархии правовых актов муниципального образования, унификации в системе документационного обеспечения местного самоуправления.

Правовые позиции КС РФ по вопросам местного самоуправления

Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной п.6 ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправлении и государственной власти процедуры изменения границ поселений.
Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законом субъекта Российской федера­ции.

В ряде субъектов РФ созданы конституционные (уставные) суды. К полномочиям конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации правила общей подведомственности, как и для Конституционного суда РФ, относят осуществление судебного конституционного нормоконтроля законов и иных нормативных актов, только критерием проверки при таком нормоконтроле будет конституция (устав) соответствующего региона. При этом в случаях оспаривания законов и иных нормативных актов уровня субъекта Федерации предмет проверки в федеральном и региональном конституционном суде и состав субъектов правоотношения, требующего судебного вмешательства, могут совпадать. Однако трудностей при разграничении полномочий между органами конституционного судопроизводства такое совпадение не вызывает в силу очевидности одного из обстоятельств, относящегося к характеристике самого конституционного спора. Если нормативный акт регионального уровня оспаривается на предмет соответствия Конституции РФ, спор подлежит разрешению в Конституционном суде РФ, в случае же оспаривания его на предмет соответствия конституции (уставу) соответствующего субъекта Федерации дело будет подведомственно региональному конституционному (уставному) суду.

Вас может заинтересовать ::  Заболевание Связанное С Аварией На Чернобыльской Аэс

Имея всеобъемлющий характер, устав, тем не менее, не может и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).

В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении судебной защиты органов местного самоуправления

Особое юридическое значение имеет практика Постановления Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 № 7-П [8], в котором указано, что не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления.

Следует отметить, что Конституционный Суд охарактеризовал местное самоуправление как один из видов публичной власти, то есть «второй – государственная власть». Такая характеристика изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П [5]. В нем установлено, что в территориальных единицах в виде городов районного подчинения, других городских и сельских поселениях публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов власти (п. 4). Понятие «публичная власть» использовано как понятие, объединяющее органы государственной власти местного самоуправления и муниципальные органы, имеющие властные полномочия (п. 7). Аналогичная правовая позиция констатируется Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 № 3-П: «отнесение представительных органов местного самоуправления к органам власти не свидетельствует об их государственной природе, а публичная власть может быть и муниципальной» [6].

Конституционный Суд о самостоятельности местного самоуправления в системе российской государственности

Во-первых, недопустимость нарушения самостоятельности местного самоуправления федеральным законом. Системный анализ деятельности федерального конституционного правосудия в данной сфере позволяет говорить о том, что, признавая названный принцип в качестве, безусловно, значимого конституционного установления и используя ссылки на него в подавляющем большинстве решений, касающихся вопросов местного самоуправления, Конституционный Суд РФ вместе с тем по общему правилу не исключает ограничение федеральным законодателем пределов самостоятельности местного самоуправления (т. е. фактически вмешательство в самостоятельность местного самоуправления в пределах ранее признанных ее границ) исходя из интересов обеспечения прав граждан в сфере местного самоуправления.

[14] См.: Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (с последую­щими изменениями) // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110.

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Конституционный строй современной России невозможно представить без местного самоуправления, которое является важным элементом характеристики России как демократического, правового государства, ориентированного на человека, его права и свободы. Социальная ценность местного самоуправления выражается в том, что оно обеспечивает осуществление народом своей власти, реализацию права граждан на участие в управлении делами государства (ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ) и многих других прав и свобод.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это положение служит своеобразным конституционным барьером, защищающим местное самоуправление от неправомерного вмешательства в его дела органов государственной власти, и в этом смысле можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий.

Наряду с высказанным, необходимо поддержать Конституционный Суд в том, что совершенно необходимо ввести презумпцию добросовестности правообладателей земельных участков в публичном правоотношении, поскольку им, напротив, в отличии от публичных органов крайне сложно доказать свою добросовестность. У них на это крайне мало правовых средств. Если предположение о добросовестности не будет для них действовать в отношениях с органами власти, то их интересы заведомо будут ущемлены.

Вас может заинтересовать ::  Какие Льготы Положены Кавалеру Орднеа Знак Почета

Указанная проблема также решена применительно к случаю, когда недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, то последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. (п.13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»[16]).

О некоторых правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации в сфере организации местного самоуправления

5.3. Законодатель субъекта Российской Федерации не лишен возможности предусмотреть применение тех или иных вариантов порядка формирования представительного органа, порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления главы муниципального образования как безальтернативных во всех муниципальных районах, городских округах, внутригородских районах, а также во всех тех городских поселениях, которые по степени концентрации возложенных на них публичных функций и задач, имеющих по своему характеру государственное значение, сопоставимы с городскими округами.

5.2. Необходимо учитывать, что некоторые городские поселения по существу, приближаются к городским округам с точки зрения их роли в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации, но их преобразованию в городской округ могут объективно препятствовать требования, согласно которым наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий.

Правовые позиции КС РФ по вопросам местного самоуправления

Границы территорий муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Установление и изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ.

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[2] .

Значение Конституции РФ для развития местного самоуправления и формирования муниципального права как новой отрасли права России

Источник права — это «действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения» 2 .

Конституция РФ определяет и закрепляет важнейшие начала общественной и государственной жизни России: основные права и свободы человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма, избирательную систему, порядок формирования представительных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности.

Adblock
detector