Как Оформляется Передача По Подследственности
Содержание
На факты нарушения органами дознания и предварительного следствия норм о подследственности, установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, необходимо реагировать незамедлительно.
Значительные изменения, внесенные в последнее время в положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел, требуют от органов прокуратуры формирования единого подхода к исполнению норм действующего уголовно-процессуального законодательства и усиления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
✔ о возбуждении уголовного дела (уголовное дело возбуждается при наличии состава преступления. Уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица, если сведения о подозреваемом уже известны на момент возбуждения уголовного дела);
Пример № 2. Вы обратились в полицию с заявлением о преступлении, которое в силу ст.151 УПК РФ относится к подследственности Следственного комитета РФ. Поскольку расследование данного преступления не входит в компетенцию полиции, то указанный материал проверки будет передан по подследственности в Следственный комитет РФ).
Статья 151 УПК РФ
6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ вне зависимости от квалификации преступления (даже если оно по квалификации относится к дознанию или к органам ФСБ) проводят предварительное следствие по преступлениям, совершенным в отношении лиц, указанных:
В целях контроля за полнотой и своевременностью рассмотрения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел Административный регламент устанавливает порядок, согласно которому при передаче в иной территориальный орган МВД России материалы направляются с приложением талона-уведомления о передаче в иной территориальный орган по территориальности, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления остается в дежурной части.
Решение о передаче сообщения по подследственности или в суд оформляется постановлением. Оно должно быть принято в тот же срок, что и решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. В законе не говорится, с какого момента необходимо исчислять срок принятия решения по сообщению, переданному по подследственности или в суд, — с момента первоначального его поступления или с момента поступления его в соответствующий орган по подследственности либо в суд. Из смысла ст. 144 УПК РФ вытекает, что решение по поступившему сообщению о преступлении должно быть принято в установленные законом сроки с момента поступления сообщения к дознавателю, органу дознания, следователю, полномочным принимать решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. Таким образом, в случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен исчисляться со времени поступления в тот орган государства или к тому должностному лицу, которые правомочны принимать по нему решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Ходатайство о передаче уголовного дела по подследственности
В ходе расследования уголовного дела, такие критерии подследственности уголовного дела, как предметная и территориальная, могут измениться, в том числе, в связи с изменением обвинения, выделения уголовного дела, соединения уголовных дел и пр. В этих случаях, руководитель следственного органа, прокурор принимают решение о передаче уголовного дела по подследственности, руководствуясь положениями ст.ст.151-155 УПК РФ.
Что касается ходатайства адвоката защитника о передаче уголовного дела в другой орган расследования в соответствии с правилами подследственности, то, адвокат защитник не обязан инициировать исправление процессуальных ошибок, допускаемых следователями. Однако, если передача уголовного дела может улучшить положение подозреваемого, обвиняемого, например, одновременно с переквалификацией его действий на менее тяжкое деяние, то, затягивать с таким ходатайством не следует. Особенно, если изменение обвинения может повлиять на смягчение избранной меры пресечения в соответствии с ч.1.1, ст.108 УПК РФ.
Статья 151
9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 200.2 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации.
3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.1, частью первой статьи 200.2, статьей 256, частями первой и первой.1 статьи 258.1, частью первой статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных органами федеральной службы безопасности, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 253, частями первой и второй статьи 322, частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;
19. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (далее — ЖУМ; приложение N 3), который ведется в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах государственным служащим, назначенным приказом за подписью должностного лица, указанного в п. 2 Инструкции, ответственным за ведение учета и регистрации. Материалам присваивается очередной порядковый (с начала года) номер, через дробь указывается номер регистрации сообщения о преступлении по КУСП, дата вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, правовые основания принятия решения со ссылкой на статьи Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса, краткое описание события, установочные данные заявителя, кем вынесено и утверждено постановление, срок, в который рассмотрены документы, их движение при отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
8. В дежурных частях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов на стендах или в иных общедоступных местах размещаются: выписки из положений Кодекса, выписка положений Инструкции, а также выписка приказов Минюста России и ФССП России, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной и требования по их составлению; перечень должностных лиц, правомочных и уполномоченных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного сообщения о преступлении; сведения о руководителях и иных должностных лицах органов (должность, Ф.И.О., адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с Кодексом могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или неприемом) сообщений о преступлениях.
Особое значение имеет факт направления судом прокурору материалов с заявлением о преступлении, если оно подано в суд в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны. В таком случае уголовное преследование по делу частного обвинения осуществляется в публичном порядке путем возбуждения органами предварительного расследования уголовного дела (ч. 2 ст. 147 УПК). В целях своевременной организации надлежащего расследования данных преступлений прокурор вправе дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК).
Если в рамках производства по уголовному делу публичного обвинения установлены обстоятельства, предусмотренные ч. 4 ст. 20, ч. 3 ст. 318 УПК (когда потерпевший в силу беспомощного или иного зависимого состояния не может защищать свои права и законные интересы либо когда данные о лице, совершившем преступление, не известны), то органы предварительного расследования (дознаватель с согласия прокурора) вправе квалифицировать действия обвиняемого по ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 или ч. 1 ст. 128.1 УК соответственно и осуществлять расследование в обычном порядке.
3. Решение о возбуждении дела может быть обжаловано прокурору и вышестоящему прокурору, руководителю СО и руководителю вышестоящего СО в порядке ст. 124 УПК. Важно отметить, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении дела любого органа предварительного расследования (ч. 4 ст. 146).
1. Органы уголовного преследования принимают решения в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 144), определяемой правилами подследственности (см. коммент. к ст. ст. 150, 151). Однако нарушение правил подследственности при вынесении решения не является существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Возбужденное уголовное дело может быть направлено прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146). Например, следователь ОВД возбуждает уголовное дело по ст. 105 УК (относящееся к подследственности следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ) и направляет его руководителю СО для передачи следователю Следственного комитета при прокуратуре. Такая практика признавалась правомерной и при применении аналогичных норм УПК РСФСР (БВС РФ. 1998. N 5. С. 10; БВС РФ. 1998. N 11).
— по делам о преступлениях, совершенных лицами, обладающими должностным иммунитетом, должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, производится предварительное следствие следователями органов прокуратуры, в том числе военной.
— изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.
Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется территорией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной стороной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных последствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в пострадавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке «Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на территории которого находится участок «А». Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления.
Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК) 7 .
Подследственность уголовных дел
Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.
Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 150, 285, 285.1, 286, 306 — 310, ч. 2 ст. 311, ст. ст. 316 и 320 УК РФ, в соответствии с подследственностью по связи дел предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).
Кроме того, следователи Следственного комитета РФ расследуют в форме следствия уголовные дела о любом из преступлений, совершенных должностными лицами ряда министерств, служб и агентств (Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы), военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Исключение составляют преступления (ст. ст. 275, 276, 283, 283.1 и 284 УК РФ), совершенные указанными в рассматриваемом подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК лицами, — производство по ним ведется следователями органов ФСБ.
Ходатайство о передаче уголовного дела по подследственности
В ходе расследования уголовного дела, такие критерии подследственности уголовного дела, как предметная и территориальная, могут измениться, в том числе, в связи с изменением обвинения, выделения уголовного дела, соединения уголовных дел и пр. В этих случаях, руководитель следственного органа, прокурор принимают решение о передаче уголовного дела по подследственности, руководствуясь положениями ст.ст.151-155 УПК РФ.
В Вашем производстве находится уголовное дело № ________ в отношении Н.______________, обвиняемого в совершении нескольких преступлений, предусмотренных ч.4, ст.159 УК РФ (три эпизода).
Также в отношении Н.____________ возбуждено уголовное дело № _______ по ч.3, ст.291 УК РФ, принятое к производству следователем СО СК РФ Верхнего района города ____________ В._____________.
В силу требований п.2, ч.1, ст.153 УПК РФ, уголовные дела в отношении одного лица, обвиняемого в совершении нескольких преступления, подлежат соединению в одном производстве.
Поскольку уголовное дело по обвинению Н.__________ в совершении преступления, предусмотренного ч.3, ст.291 УК РФ, относится к подследственности органов расследования СК РФ (пп. «а», п.1, ч.2, ст.151 УПК РФ), то, уголовное дело № ______подлежит соединению с уголовным делом № ______ и дальнейшее его расследование, с учётом положений ст.153 УПК РФ, должно осуществляться следователем СО СК РФ ________ района города _____________.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ, —
ПРОШУ
направить уголовное дело № ________ в отношении Н. прокурору для последующего решения вопроса о его соединении с уголовным делом № ________ и передаче в СО СК РФ _________ района города ___________ для производства дальнейшего расследования.
С уважением,
«_____»____________20 адвокат
Подследственность уголовных дел
Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Ее правила непосредственно устанавливают надлежащие форму расследования и его субъекта и опосредованно обеспечивают быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Несоблюдение этих правил признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечен признание полученных доказательств недопустимыми.
— изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.
31 Мар 2021 lawbellex 290