Закон Рб О Неприкосновенности Частной Жизни

Уголовный Кодекс Республики БеларусьСтатья 179

Школа. 7 класс. 13летние мальчики через окно в раздевалке умудрились снимать на телефон девочек в нижнем белье. Пока не известно, распространили ли эту съёмку. Попадают ли их действия под эту статью? Если нет, какими нормами предусмотренаи ответственность за такое поведение?

Здравствуйте. Снимал квартиру через букинг на сутки. Снял ролик на ютуб с обзором ЖК и в нем видео из этой квартиры. Эту квартиру продали и теперь новый владелец требует удалить ролик ссылаясь, что это распространение личной информации. Как быть в этой ситуации?

Закон Рб О Неприкосновенности Частной Жизни

В Беларуси все острее проблема по обеспечению прав граждан по защите неприкосновенности их частной жизни, персональных данных. Опасности увеличиваются с углублением развития информационного общества, использованием новых технологий, с ростом киберпреступности, а также со стремлением спецслужб контролировать сферы активной деятельности граждан. Вспомним случаи, когда становились общедоступными данные клиентов мобильных операторов, банков, провайдеров. Единожды опубликованные в сети Интернет персональные данные с большой сложностью поддаются какому-либо контролю. Например, при запросе у социальной сети Facebook всей информации о себе выясняется, что на серверах FB хранятся персональные данные, включая удаленные ранее самим же пользователем фото и сообщения. И хотя имеются конституционные, законодательные нормы, регулирующие в Беларуси право на неприкосновенность частной жизни, на практике они слабо гарантируют защиту данного права. Согласно Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» (ст. 28). Часть вторая ст.34 Конституции предусматривает, что «государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» (ч. 3 ст. 34 Конституции). Однако белорусское законодательство в области защиты персональных данных отличается крайней запутанностью, имеет разрозненный характер. При этом оно не соответствует международным стандартам. Республика Беларусь среди нескольких европейских государств, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных от 28 января 1981 года.

В Беларуси отсутствует комплексный закон, специально регулирующий защиту персональных данных. При этом даже нет четкого определения информации, относящейся к «частной жизни», как и нет единого определения термина «персональные данные«. Это не позволяет с надлежащей точностью установить, какие сведения относятся к информации о частной жизни, персональным данным, и все чаще приводит к непринятию надлежащих мер по их защите. Закон Беларуси «Об информации, информатизации и защите информации» определяет лишь базовые положения, направленные на создание механизма защиты персональных данных. В законе закреплен основной принцип обработки персональных данных – получение согласия физического лица, к которому относятся персональные данные, на любое с ними действие. Последующая передача персональных данных, также как и любые меры по их разглашению, разрешаются только с согласия физического лица. Но в законодательстве не уточняется, каким способом может быть получено такое согласие, в частности, предполагается ли получение согласия в устной либо письменной форме, подразумевается ли согласие при заключении различных видов договоров. Исходя из практики, пункты о согласии на операции персональными данными часто содержатся в тексте договоров на оказание услуг. Но наши граждане им не уделяют должного внимания. Между тем, сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество различных субъектов, включая государственные органы и организации, органы местного самоуправления, негосударственные организации. Четкий же, единый порядок сбора, обработки, распространения, предоставления персональных данных не определен. Как нет в Беларуси и независимого экспертного органа по защите персональных данных. В статье 32 указанного Закона закреплены меры по защите персональных данных от разглашения, действующие с момента предоставления, предусматривающие порядок обезличивания этих данных, вплоть до их уничтожения. Однако их невыполнение может остаться безнаказанным. Ведь в Беларуси в отношении незаконного распространения и использования персональных данных на сегодняшний день нет специальных составов правонарушений. Соответствующие незаконные деяния могут с трудом охватываться общими составами административного и уголовного законодательства (статья 22.6 КоАП, статьи 179, 212, 349, 352 УК Республики Беларусь). Поэтому беларусские правозащитники должны указывать на проблемы законодательного регулирования, способствовать его соответствию международному праву, а также призывать граждан к повышению их внимания к защите своих персональных данных от многочисленных угроз.

Тайна личной жизни

В мировой практике, когда говорят о защите права на неприкосновенность частной жизни (privacy), чаще всего пользуются понятием «персональные данные». Внутри него выделяют более узкое – «чувствительная информация» (sensitive personal data). К чувствительной информации обычно относят сведения о расовом, этническом происхождении, религиозных убеждениях, политических взглядах, о здоровье и сексуальной жизни.

Закон РБ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 17–18) относит информацию о частной жизни физического лица и его персональные данные к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Если какие-то люди (или сайты) хотят заиметь информацию о твоей частной жизни, они должны получить от тебя разрешение. Что можно считать разрешением – нигде толком не описывается.

– Есть масса юридических тонкостей, в которых сложно разобраться даже профессионалу, не говоря уже про обывателя, – рассуждает специалист. – Например, в нашем законодательстве не приведено конкретное определение личной жизни. Есть только понятие «тайна личной жизни», к которой относятся здоровье, семейные и интимные отношения, обстоятельства рождения, усыновления, личные привычки, личная корреспонденция и многое другое. Также в законах нет прямых ссылок на запрет фотографирования и видеосъемки человека. Однако при этом надо помнить, что распространение фотографии или видео может влиять на его дальнейшую жизнь и деятельность. Например, попавший в кадр человек не желает, чтобы его встреча с кем-то была раскрыта, что он находится в определенном месте. И если фото или видео оказывается в общем доступе – это уже раскрытие частной жизни, нарушение прав. Конечно, все это не относится к проведению оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов.

Вас может заинтересовать ::  Как Продлить Многодетное Удостоверение Если Первому Ребенку 18 Лет

Недавно наши информационные порталы разместили забавное видео. Женщина-бригадир штукатуров наказывает ремнем провинившихся молодых работников. Как расценивать этот довольно эмоциональный ролик, снятый на мобильный телефон: свобода слова или вмешательство в личную жизнь участников?

Фото- и видеосъёмка — без вашего согласия

Простой гражданин – не журналист — может снимать на фото и видео людей в любом количестве и где угодно. Распространение в СМИ материалов, подготовленных с использованием изображения гражданина без его согласия, допускается только при принятии мер против идентификации данного лица, а также при условии, что распространение этих материалов не нарушает прав граждан (ст.ст. 34, 40 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации»).

Неприкосновенность частной жизни, а также внешность и образ человека, — его нематериальные блага. Статья 151 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) предусматривает охрану данных благ различными законными способами, один из которых — самозащита права. Самозащитой может стать требование прекратить съёмку. Однако никаких иных гарантий прекращения съёмки без вашего согласия (судебная защита, административная ответственность), кроме права на самозащиту, белорусское законодательство не предусматривает. В том случае, если при фото- и видеосъёмке вам были причинены физические или нравственные страдания, вы вправе через суд потребовать компенсации морального вреда.

Закон Рб О Неприкосновенности Частной Жизни

Также ст.40 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» содержит некоторые ограничения по использованию изображений физических лиц в СМИ. «Распространение в средствах массовой информации материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физического лица без его согласия, допускается только при принятии мер против возможной идентификации данного лица посторонними лицами, а также при условии, что распространение материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов, за исключением случаев распространения таких материалов по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством»

Эта информация способная оказать негативное влияние на здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие детей определенной возрастной категории. Перечень такой информации содержится в ч.2 ст.37-1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (информация, вызывающая желание употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, потреблять наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, табачные изделия; побуждает совершать преступления или иные общественно опасные деяния (проституция, попрошайничество, бродяжничество, участие в азартных играх и др.); содержит нецензурные слова и выражения и др.)

Закон Рб О Неприкосновенности Частной Жизни

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со сто­роны государства, а также гарантирует защиту со стороны государства от такого вмешательства третьих лиц.

Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответ­ственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо рас­пространение сведений о частной жизни лица, составляющих его лич­ную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (статья 137 Уго­ловного кодекса Российской Федерации).

умышленное разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, без разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда – наказывается штрафом или арестом на срок до шести месяцев.

Необходимость сохранения в тайне данных предварительного расследования и сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного судопроизводства, является своеобразной, характерной чертой расследования и важной гарантией эффективного расследования преступлений в современных условиях, а также одной из гарантий соблюдения законных прав и интересов граждан, которые могут пострадать от преждевременной огласки данных, которые были ими сообщены.

Статья 181 УК отражает трактовку торговли людьми, данную в Протоколе ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермский протокол)

Объективная сторона преступления характеризуется активным поведением, выразившимся в альтернативных действиях: вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия.

Охрана частной жизни гражданина

Не требуется также согласия, если гражданин поучаствовал в массовой съемке или фотосессии, человек попал в объектив камер: на митинге, свадьбе, концерте, спортивных соревнованиях, за исключением, когда такое изображение является основой фото, человек взят крупным планом и на нем держится вся фотография.

В остальных случаях человек имеет право на соблюдение правил конфиденциальности его жизни, для исключения утечки информации о нем в ненужные источники получения информации. С него нужно брать согласие, которое гражданин имеет право отозвать в любое время.

Распространение персональных данных и сведений о частной жизни в СМИ

Закон «О регистре населения» к основным персональным данным относит: идентификационный номер; фамилию, собственное имя, отчество (если такое имеется); пол; число, месяц, год рождения; место рождения; цифровой фотопортрет; данные о гражданстве (подданстве); данные о регистрации по месту жительства и (или) месту проживания; данные о смерти или объявлении физического лица умершем, признании без вести отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным.

Имеют место и случаи распространения фотографий, видеороликов, информационных сообщений, содержание которых может нарушать право других лиц на частную жизнь, личную и семейную тайну. Нередко информация носит оскорбительный характер. Уберечь журналиста и СМИ от нежелательных последствий при использовании таких сведений может «просеивание»: верификация, обязательный фактчекинг, в том числе при помощи платформ социальных сетей. При этом профессиональные и этичные стандарты — точность, отделение фактов от мнений и комментариев — являются актуальными не только для традиционных медиа, но и для интернет-изданий.

Вас может заинтересовать ::  Исполнительный Лист Хранится В Организации

В ООН подготовили рекомендации по защите права на неприкосновенность частной жизни

Уже сегодня компании и государства постоянно обмениваются личными данными, и люди оказываются бессильны, поскольку практически невозможно отследить, кто и какой информацией о них обладает. Внедряются системы для сбора и использования биометрических данных – ДНК, лицевой геометрии, голоса, отпечатков пальцев, узора сетчатки и радужной оболочки глаза. Некоторые страны создали огромные базы данных для хранения этих сведений. Во всем мире устанавливаются камеры видеонаблюдения с системой автоматического распознавания лиц для поиска и маркировки отдельных людей. Многие государства осуществляют тайное массовое слежение и перехват коммуникаций, сбор, хранение и анализ данных о пользователях через электронную почту, телефонные и видеозвонки, текстовые сообщения и посещаемые веб-сайты.

Правительства все чаще используют программное обеспечение, которое «внедряется» в цифровые устройства физических лиц, для слежения в режиме реального времени и перехвата данных. При этом Верховный комиссар отмечает, что право на неприкосновенность частной жизни затрагивается не только в ходе использования информации о физическом лице. Сам факт подготовки и сбора данных затрагивает это право, поскольку в таком случае человек утрачивает контроль над информацией, и это может поставить под угрозу тайну его частной жизни.

В соответствии со ст. 86 Трудового кодекса РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни без его письменного согласия, если это не связано с трудовыми отношениями.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.».

Чем чревато оскорбление в Интернете и публикация чужих фото

Это был явный перебор с его стороны, ведь у нас остались общие знакомые, друзья, с которыми у меня хорошие отношения. Да и внешний вид у меня в два часа ночи был не очень-то приглядный, на мне была надета лишь комбинация, — рассказывает женщина. — Я по-хорошему просила удалить видеозапись, но он лишь посмеялся надо мной.

Ограничения по использованию изображений содержит также Закон «О рекламе», не допускающий использование образов или высказываний граждан без их согласия или согласия их законных представителей (п. 9 ст. 10). Исключение составляет фотосъемка или видеозапись, производимая в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях.

В ходе выполнения данного курсового исследования был выявлен ряд проблем, само наличие которых говорит о невыполнении государством конституционных гарантий в области невмешательства (либо ограниченного) вмешательства в частную жизнь.
1. Несмотря на объективное существование целого пласта сведений относящихся к частной жизни человека, белорусский законодатель не дал легального определения личной информации.
2. Не имеется перечня сведений относящихся к личной (частной) тайне. Хотя такой перечень содержался в действовавшей до недавнего времени Инструкции о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, утвержденной приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь N 21 от 3 июля 1996 г.
3. В Законе о реестре приведен перечень персональных данных (основных и дополнительных). Однако сам Закон регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по внесению персональных данных физических лиц в регистр населения, их актуализации, исключению, хранению, восстановлению, предоставлению, использованию и защите. Т.е., остается открытым вопрос о порядке оборота персональных сведений в других сферах жизнедеятельности. В России, к примеру, «общим актом, касающимся всех граждан, стал Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О пер¬сональных данных» [13, С.19].
4. В Законе об информации определены меры защиты информации, имеющие чрезвычайно обобщенный характер, по этой причине мало соотносящиеся с защитой личной информации (кроме организационных и технических).
5. Вопросы, относящиеся как к личной информации, так и к ее защите регулируются большим количеством нормативных правовых актов, что значительно затрудняет реализацию гражданами права на невмешательство в личную жизнь.
С целью решения отмеченных проблем, автором предлагается следующее:
1. Дать легальное определение понятию «личная информация». Утвердить соответствующий перечень относящихся к ней сведений.
2. Утвердить перечень сведений, относящихся к тайне личной жизни.
3. Определить порядок обращения с персональными данными вне реестра.
4. Отдельно от общих мер защиты информации определить перечень мер по защите личной информации: правовые, организационные, технические, частные. Определить порядок их реализации.
В связи с изложенным, автор полагает, что в отношении личной информации назрела необходимость принятия комплексного нормативного правового акта (желательно кодифицированного), который однозначно устанавливал бы содержание личной информации и урегулировал бы правовые вопросы, связанные с обращением персональных данных, обеспечением тайны личной жизни, реализовав тем самым одноименное конституционное право граждан.

Основы правовой защиты личной информации заложены в статье 28 Конституции Республики Беларусь, согласно которой каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Указанная гарантия реализуется посредством установления государством определенного порядка обращения с личной информацией, ограничений, запретов, прав и обязанностей должностных лиц государственных органов, субъектов хозяйствования и граждан.
В частности, ст.17 Закона об информации устанавливает, что информация о частной жизни физического лица и персональные данные (т.е., личная информация), относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь (ст.18 Закона).
Глава 7 Закона содержит общие положения о защите информации.
Права и обязанности обладателей, пользователей информации, а также собственников информационных ресурсов, программно-технических средств, информационных систем и информационных сетей, владельцев программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, информационных посредников, оператора информационной системы определяются главой 8 Закона об информации.
Конституционная гарантия запрета незаконного вмешательства в личную жизнь, реализуется и других нормативных правовых актах: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК), Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), Закон Республики Беларусь
15 декабря 2003 г. № 258-З «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) и ряде других.
Так, например, согласно ст.13 УПК каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений. Никто не может при производстве по материалам и уголовному делу быть лишен указанного права или ограничен в нем иначе как по основаниям и в порядке, установленным настоящим Кодексом.
Обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи, прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров могут производиться лишь в случаях и порядке, предусмотренных УПК [29].
Статья 6 Закона об ОРД запрещает органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну граждан и (или) иные их права и законные интересы и стали известны при проведении оперативно-розыскных мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [16]. Соблюдение прав и свобод личности является одним из принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности (ст.4).
Тайна почтовой связи гарантируется государством. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны почтовой связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях и их содержании и иные сообщения, входящие в сферу деятельности операторов почтовой связи, являются тайной почтовой связи и могут выдаваться только отправителям, адресатам или их законным представителям, а также государственным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами (ст.13 Закона о почтовой связи [18]).
Личная информация является охраняемой информацией и, соответственно, относится к объектам гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь [5] (далее – ГК)).
По этой причине относительно определения способов правовой защиты личной информации необходимо, по нашему мнению, исходить из положений ст.11 ГК, т.е. способы правовой защиты личной информации следует соотносить со способами защиты гражданских прав. Согласно ст.11 ГК защита гражданских прав осуществляется путем:
1) признания права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;
5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
6) самозащиты права;
7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
8) возмещения убытков;
9) взыскания неустойки;
10) компенсации морального вреда;
11) прекращения или изменения правоотношения;
12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
13) иными способами, предусмотренными законодательством.
Необходимо отметить, что применение одного способа защиты не исключает одновременного применения и других способов.
Способы защиты личной информации могут быть реализованы в той либо иной форме защиты.
Полагаем, что при рассмотрении вопроса о защите личной информации вполне уместно использование, получившей признание и распространение, главным образом в научном обиходе, терминологической дифференциации форм защиты на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную [4].
Их основное отличие состоит в том, что юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы (обращение в редакцию с требованием опровержения, опубликованных ранее, недостоверных сведений).
В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.
Для общего порядка характерна реализация субъективного права на защиту путем обращения управомоченного лица в судебные органы по подведомственности.
Специальный порядок защиты, именуемый также административным, применяется в случаях, предусмотренных законом. К специальному порядку защиты следует отнести обращение физического лица, права которого в сфере личных прав нарушены незаконными действиями третьих лиц, в органы внутренних дел, прокуратуру.
Как видим, содержание формы защиты раскрывается через тот или иной порядок осуществления защиты: для юрисдикционной формы — судебный и административный, а для неюристикционной – самостоятельные действия заинтересованного лица (самозащита и иные не противоречащие закону действия).
Судебный порядок защиты характеризуется реализацией права на защиту посредством обращения заинтересованного лица в суд, который, исходя из объекта защиты, использует различные процессуальные формы.
Таким образом, основы правовой защиты личной информации заложены в статье 28 Конституции Республики Беларусь. Конституционная гарантия запрета незаконного вмешательства в личную жизнь, реализуется и других нормативных правовых актах: УПК, Законе об ОРД, Законе о почтовой связи и ряде других. Способы защиты личной информации могут быть реализованы в той либо иной форме защиты. Формы защиты можно дифференцировать на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.

Adblock
detector