Как Соотносятся Нормы Конституционного И Административного Права В Сфере Исполнительно-Распорядительной Деятельности?

Конституционные правоотношения складываются между любыми субъектами, в т.ч. и между гражданами (в случае возникновения правоотношений, вытекающих из норм, содержащихся в главе 2 Конституции РФ). Например, правоотношения, вытекающие из конституционного права на жизнь ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, подразумевают в том числе выполнение обязанности неопределенного круга лиц (людей, государства, органов государственной власти и их должностных лиц, местного самоуправления и других субъектов) по уважению права и воздержанию от его нарушения. Круг обязанных субъектов конституционных правоотношений будет значительно шире круга субъектов административно-правовых отношений.

Участие в конституционных правоотношениях имеет иную правовую природу. Субъекты конституционных правоотношений участвуют в правоотношениях на постоянных началах. Например, человек с момента рождения наделяется конституционными правами и со временем может только приобретать новые конституционные права и обязанности, т.е. вступать в новые конституционные правоотношения. Конституционные правоотношения часто носят общерегулятивный характер. В этом случае они могут перетекать в иные отраслевые правоотношения, в т.ч. административно-правовые. Таким образом, конституционные правоотношения, возникающие по поводу выезда человека за пределы Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 27 Конституции РФ перетекают в административно-правовые отношения, которые будут складываться в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» . Общерегулятивные конституционные правоотношения дают возможность реализовать права и свободы, пользоваться конституционными гарантиями независимо от наличия или отсутствия механизма реализации права.

Административное право в системе в российского права (взаимосвязь конституционного и административного права)

Интересна ст. 426 ГК РФ, устанавливающая правила о публичном договоре. Это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном ее уклонении от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).

Административное право граничит с финансовым правом, которое регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансово-бюджетной деятельности государства. Для регулирования этих отношений используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, поскольку регулирование мобилизации, распределения и использования денежной массы в государственных интересах имеет большое значение и характеризуется специфическими особенностями.

Административное и конституционное право

Административное право тесно взаимодействует практически со всеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права в силу фактического наличия управленческих отношений в сферах, подпадающих под регулятивное воздействие иных отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно–распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Вас может заинтересовать ::  Реестр Аварийного Жилья Саратов Подлежащих Расселению В 2022 Году

Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно–распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно-распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Административное и гражданское право.Во взаимоотношениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования, например отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере. Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в присущих им методах правового регулирования. Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны: одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении. Соответственно данный вид имущественных отношений регулируется посредством властных распоряжений. Например, на основе акта министерства осуществляется безвозмездная передача зданий, сооружений от одной государственной организации в ведение другой. Имущественная база возникающих здесь отношений бесспорна. Но одновременно организация, передающая указанные объекты, является подчиненной по отношению к министерству. На основе его акта у нее возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Налицо, следовательно, управленческое отношение имущественного характера. Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путем властного распоряжения полномочного органа управления.

Административное и конституционное право

Наиболее тесно административное право связано с наукой управления которая носит комплексный характер. Теоретические положения науки управления служат одной из; методологических основ теории административного права. Одновременно наука управления использует ряд положений науки административного права в целях повышения уровня эффективности управленческой деятельности.

Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоре­тические положения, их изучение предшествует изучению административного права.

Устно, письменно — вносить в письменной и устной форме в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;

7. Одеваясь в гардеробе суда, Тихонов обнаружил, что его плащ подменили. В кармане он нашел записку следующего содержа­ния: «12.04.68 (04.03.80). Все, везде, число не ограничено. Уст­но. Письменно. Один. Много (но не в армии). 5 дней. 15 дней, месяц (+ месяц), 7 дней и 15 дней (+ 15 дней). Ответ обязателен. Принять меры». Не зная, как ему поступить, Тихонов за­шел посоветоваться к знакомому работнику милиции. Тот, прочитав записку, сказал: «Завтра я найду твой плащ по этой студенческой шпаргалке».

Вас может заинтересовать ::  Договор Пожертвования Денежных Средств Бюджетному Учреждению Проводки 2022 Год

Управленческие отношения, связанные с имуществом или его движением, заключаются лишь во владении и распоряжении им. Как видим, здесь отсутствует элемент пользования. Имущество в сфере управления лишь осуществляет движение, и только на предприятии оно будет использовано.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Административное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений.

Юридическая система любого государства имеет собственную основу. Это есть главным принципом построения современной и, что самое главное, демократической державы. Подобной основой является конституция. Она представляет собой основной закон, нормы которого устанавливают общий порядок вещей на территории всей страны. Конституции бывают писаные, в форме единого акта, и неписаные, нормы которых разбросаны в различных НПА.

Эти представленные группы есть основными в административной отрасли. Конечно, с течением времени, возможно, появятся отношения иного, более прогрессивного характера. Это, в свою очерердь, также привнесет определенные изменения во взаимосвязь административного права с другими отраслями права.

Административное право в правовой системе Российской Федерации

  • регулятивная – выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
  • охранительная – обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
  • правоисполнительная – основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти;
  • правотворческая – заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
  • организационная – исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления;
  • координационная – выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

Административное право: Шпаргалка

Связь с муниципальным правом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Их деятельность может быть объектом административного права, если они наделяются законом отдельными государственными полномочиями. При органах местного самоуправления существует множество различных административных комиссий, уполномоченных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях.

Связь с дисциплиной «Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы». Многие органы исполнительной власти, государственного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоохранительных органов определен административными нормами.

Связь с уголовным правом осуществляется по мере квали­фикации состава административного правонарушения, по сте­пени общественной опасности деяние, если не предусмотрена уголовная ответственность, то в течение двух месяцев решает­ся вопрос о привлечении правонарушителя к административ­ному наказанию. Границы между административным проступ­ком и преступлением иногда очень трудно различимы.

Тесная связь с дисциплиной правоохранительные орга­ны, так многие органы исполнительной власти, государствен­ного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоох­ранительных органов определен административными норма­ми, правоохранительная деятельность также регламентирова­на в основном административно-правовыми нормами. Право­охранительные органы, должностные лица осуществляют свои функции и задачи, используют административно-юрисдикци-онные полномочия. Прокурорский надзор за соблюдением Кон­ституции РФ и исполнения законов в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, осуще­ствление судебного контроля за действиями и решениями ор­ганов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц также осуществляется на основе и в по­рядке, определяемыми административно-процессуальными нор­мами.

Вас может заинтересовать ::  Ст228 Ч2 Отпускают Домой

Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники административного права — это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин » Субъект Административного права « коротко и простыми словами — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти или государственного управления.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Один — В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Дней- Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Субъекты административно-правовых отношений наделяются несимметричными правами и обязанностями. В зависимости от содержания конкретного правоотношения больший объем прав или обязанностей может возникнуть в равной степени как у органа управления, так и у человека. При этом сам человек обязательным субъектом административно-правовых отношений не признается. Несимметричность прав субъектов конституционных правоотношений характерна в большей степени для той части правоотношений, которые складываются по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления. Данные правоотношения по своей природе наиболее близки административно-правовым отношениям. Административно-правовые отношения вслед за конституционными правоотношениями предопределяют наделение субъектов правоотношений несимметричными правами и обязанностями в вопросах организации государственной власти и местного самоуправления.

Наличие выраженного организационного характера административных правоотношений предполагает существование обеспечительного механизма в виде возможности привлекать к ответственности за нарушение административно-правовых норм. Для этих целей административно-правовые отношения возникают как по вопросам привлечения к ответственности (административно-процессуальные отношения), так и по вопросам совершения административного правонарушения. Административно-правовые отношения можно рассматривать как защитные (направленные на привлечение к ответственности), так и охранительные (направленные на предупреждение административных правонарушений) . В этом смысле административно-правовые отношения близки уголовно-правовым отношениям.

Adblock
detector