Конституционное Право И Административное Общее
Содержание
- 1 Административное и конституционное право
- 2 Отграничение административного права от смежных отраслей права
- 3 Взаимосвязь муниципального и конституционного права
- 4 КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
- 5 Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права
- 6 Административное право в правовой системе Российской Федерации
- 7 ЛЕКЦИЯ 2
- 8 Конституционное Право И Административное Общее
Между административным и конституционным правом наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.
Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению административного права.
Административное и конституционное право
Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно–распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.
Административное право тесно взаимодействует практически со всеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права в силу фактического наличия управленческих отношений в сферах, подпадающих под регулятивное воздействие иных отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно–распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.
Отграничение административного права от смежных отраслей права
Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.
Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно-распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Взаимосвязь муниципального и конституционного права
Выше уже было сказано о том, что диспозитивный метод присущ в основном, частноправовой сфере, вместе с тем, развитие теории и практики правоприменения явно свидетельствует об эффективности применения диспозитивных элементов и в публично-правовых отношениях, приобретающих таким образом, мощнейший регулятивный ресурс, позволяющий качественно и максимально эффективно решать вопросы местного значения.
М.В. Баглай полагает, что «предмет регулирования конституционного права охватывает две основные сферы общественной жизни: отношения, которые возникают между государством и человеком и властеотношения» [6]. Автор указывает на невозможность закрепления в нормах конституционного права устоев общественной жизни. Такое же мнение разделяет М.В. Гончаров. Нельзя считать, что государство никак не влияет на установление принципов общественной жизни, поэтому указанные мнения поддержать очень сложно. В учебной литературе нет единого определения предмета отрасли конституционного права, так же как и нет единой точки зрения насчет предмета регулирования отрасли муниципального права. Муниципальное право – это комплексная отрасль права, предмет которой совпадает с комплексом отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления. Конституционное право, исходя их специфики своего предмета, регулирует лишь базисные общественные отношения. Поэтому конституционное право не регламентирует деятельность муниципальных органов, так как это задача муниципального права.
КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Учебное пособие посвящено двум близким отраслям права – конституционному и административному. Именно они определяют правовые основы Российского государства, правовое положение отдельных органов власти, их права и обязанности в отношениях с частными лицами. Среди особенностей пособия назовем следующие.
В силу того, что студенты АГАУ, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», на которых, в первую очередь, рассчитано издание (по дисциплине, играющей одну из главных ролей при формировании профессиональных умений будущих государственных и муниципальных служащих), имеют специализацию «Управление социально-экономическими процессами», пособие содержит обширную тему 7 «Административно-правовое регулирование экономики».
Административное право — это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, организации и деятельности органов исполнительной власти.
Предмет конституционного права — общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения по установлению и охране прав и свобод человека, возникающие между человеком и государством и отношения по устройству государства и государственной власти (т.е. властные отношения). Конституционное право содержит нормы основополагающего, базового характера, определяющие статус личности, основные права, свободы и обязанности.
Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права
Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.
Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.
Безусловно, так называемый judicial review — рассмотрение судами конкретных дел по жалобам частных лиц на действия администрации путем толкования законов, прецедентного права, опираясь на фундаментальные принципы правосудия, является приоритетным элементом административного права, к тому же огромный массив выработанных норм и процедур служит прекрасным доказательством крайней важности данного института.
Английские ученые считают, что особенностью административного права в странах англо-американского права является то, что не специализированные административные суды, а суды общей юрисдикции рассматривают публично-правовые споры, в том числе неконституционного характера. Также они подчеркивают, что эта ключевая особенность имеет свои преимущества и недостатки. Основным недостатком они считают отсутствие специализации судей при рассмотрении публично-правовых споров, а преимуществом — наличие судов, рассматривающих все виды споров, что облегчает доступ частных лиц к правосудию, в том числе административному [9. P. 11].
Административное право в правовой системе Российской Федерации
По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему – распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Государственное управление – вид социального управления, с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права – административного права. Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.
Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.
Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.
Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:
С разграничением властных полномочий между центром и регионами нормативно смысл заключения договоров в значительной степени утрачивается. Основное назначение внутригосударственных (равно как и внутрирегиональных) договоров и соглашений — конкретизация, уточнение, делегирование нормативно разграниченных властных полномочий при безусловном приоритете нормативного способа разделения власти по вертикали.
Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее — авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый переход к новой конституционной модели российской государственности.
Гражданское и административное право регулируют сходные общественные отношения имущественного характера. Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и другие) в сфере государственного управления. Нормы гражданского права регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти, права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере государственного управления. Административное право берет свои начала в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т. п.
Во-первых, проблема определения конституции заключается в двояком смысле ее понимания: в формальном смысле и материальном. Конституция в формальном смысле есть определенный источник права, закон. Конституция в материальном смысле есть само конституционное право, т.е. правовые нормы, что содержащиеся в законе или иных источниках, либо обозначение самого государственного строя. Вопрос: следует ли понимать конституцию формально или материально, либо сохранить оба значения? На наш взгляд, конституцию следует понимать лишь в формальном смысле слова как основной закон государства. Ведь речь идет не о конституционном праве как таковом и не строе государства, но о важнейшем документе данной отрасли.
В учебном издании рассмотрены основные положения российского конституционного и административного права – близких отраслей права, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующий юридический материал дополняется краткими справками по сравнительному правоведению и истории права и политико-правовых учений. Отдельное место отведено административно-правовому регулированию экономики, включая сельское хозяйство. Помимо федеральных, привлечены источники права Алтайского края.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и направлению «Менеджмент», а также для всех, изучающих право.
ЛЕКЦИЯ 2
Конституция – единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъектов государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О гражданстве РФ» при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.
Конституционное Право И Административное Общее
Так, например, в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении Российской Федерации. Что же касается субъектов РФ, то согласно п. «б» ст. 72 Конституции РФ к их ведению относится защита прав и свобод человека и гражданина. В этой связи вполне закономерен следующий вопрос: каким образом возможно разграничение указанных полномочий между Федерацией и ее субъектами без одновременного их регулирования? Можно лишь предположить, что в данном случае региональное законодательство должно устанавливать свои определенные административно#правовые гарантии, допустим, создавать специальные органы для оказания содействия гражданам в защите их прав и законных интересов. Кстати сказать, в отсутствие соответствующего нормативного обеспечения, именно по этому пути пошел Приморский край, в Уставе которого предусмотрена возможность учреждения такого рода органов.
Данный документ содержит важные положения, касающиеся основных принципов административного судопроизводства; предметной, инстанционной и территориальной подведомственности дел, возникающих из публично-правовых отношений; правового статуса участников производства; системы доказательств и доказывания; процессуальных сроков; системы судебных инстанций; возможности принятия обеспечительных мер, а также порядка рассмотрения дел в первой инстанции и порядка пересмотра решений. Кроме того, в нем предусмотрены особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий дел, обусловленные содержанием конкретных публично#правовых отношений и спецификой спора.
29 Апр 2021 lawbellex 333