Защита Прав Граждан В Сфере Соц Обеспечения В Конституционном Праве

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция РФ, а также иные нормативные правовые акты закрепили широкий ряд гарантий права на социальное обеспечение. Одной из основных гарантий надлежащей реализации права на социальное обеспечение является возможность защиты своего права. Так, Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке – в соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Одним из основных прав, гарантируемых социальным государством, является право на социальное обеспечение. Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия определяются законом.

Конституционная защита социальных прав граждан

Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан — необходимое условие становления правового государства.

Объектом исследования данной работы является конституционная защита социальных прав граждан РФ. Предмет исследования — социальные права граждан РФ и нормативно-правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней. Они определены в Конституциях, Кодексах, законах и подзаконных актах. Период исследования 2002 -2006 год.

Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности; Социологические науки

Введение: в статье проанализированы проблемы, связанные конституционным содержанием понятий « социальная защита » и « социальное обеспечение ». Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ , не показано их соотношение и взаимодействие. Цель: авторы исследуют конституционно-правовое значения понятий « социальная защита » и « социальное обеспечение ». Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В статье использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные методы исследования (формально-юридический, технико-юридический). Результаты: Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием « социальная защита ». При этом основополагающее понятие « социальное обеспечение » в статье не только не только не раскрыто, но даже не названо. Формирование современной системы социальной защиты населения обусловило появление и развитие некоторых ее форм, которые также нашли отражение в Конституции РФ . К числу таковых можно отнести социальную поддержку. Конституционное право на социальное обеспечение не охватывает право на получение мер социальной поддержки, которые представляют собой дополнительные меры социальной защиты , устанавливаемые по категориальному признаку. Выводы: предлагается рассматривать социальную защиту как основной элемент конституционного принципа, характеризующего Российскую Федерацию как социальное государство. Социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека. К таковым относятся конституционные права и свободы в области труда, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья, обеспечения благополучной окружающей среды, социального обеспечения , социального страхования и социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Вас может заинтересовать ::  Куда Звонить Если Не Работает Телевизионная Антенна Во Всем Доме В Волжском

11. Shafikov A.M. Sotsialnaya zashchita gra-zhdan, podvergshikhsya vozdeystviyu radi-atsii vsledstviye avarii na proizvodstven-nom obyedinenii «Mayak» i sbrosov radi-oaktivnykh otkhodov v reku Techa [Social protection of citizens exposed to radiation because of the accident at the production Association Mayak and the discharge of radioactive waste into the Techa river]. Chelyabinsk: Poligraf-Master, 2013. 190 s. (In Russ).

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Для права социального обеспечения значение указанного принципа, закрепленного в рассматриваемых конституционных положениях, трудно переоценить, так как, по сути, право на социальное обеспечение и защиту является одним из главных прав в сфере правового статуса человека и гражданина. С учетом этого, проявление указанных норм в принципах права социального обеспечения, объективно. Так, говоря о принципе взаимосвязи обеспечения с уровнем прожиточного минимума, необходимо отметить его направленность на реализацию прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части обеспечения достойного уровня жизни как самого члена общества, так и членов его семьи. Принцип преемственности правового поля при реализации прав на отдельные виды социального обеспечения (принцип стабильности) позволяет реализовывать на практике эффективную защиту социальных прав граждан и несет в себе ключевое значение о праве как высшей ценности, действующей на территории Российской Федерации во времени, пространстве и по кругу лиц. С учетом этого, следует согласиться с мнением С. И. Кобзевой о том, что «последующие главы Конституции Российской Федерации подчинены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его»155.

Иные нормы Конституции РФ также несут на себе характер доминирующих нормативных регуляторов. В первую очередь, необходимо упомянуть статьи 37-41 Конституции РФ, фиксирующие основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты.

Право на социальное обеспечение — Право на социальное обеспечение одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице,… … Википедия

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Вас может заинтересовать ::  Соразмерность Долга И Арестованного Имущества Статья

М.В. Баглай полагает, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» 5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 118. 119. .

Закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в ст. 22 провозгласила право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинской уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности; Социологические науки

Такой подход к социальной защите представлен и в международном сообществе. Западные ученые представляют социальную защиту как выполнение государством комплекса функций, направленных на обеспечение основных социальных потребностей всех граждан [13, с. 1020].

Вместе с тем если считать социальную защиту основополагающим элементом конституционного принципа, провозглашающего Россию социальным государством, то социальная защита должна проявляться в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия должны создаваться и гарантироваться государством. В этой связи к социальной защите относятся многие конституционные социальные права в различных сферах общественной жизни, поскольку именно социальные права связаны с формированием достойного жизненного уровня человека. Это трудовые, жилищные, семейные и экологические права, а также право на социальное обеспечение, социальную поддержку и обязательное социальное страхование. Все эти права вытекают из

Правовое регулирование пенсий, финансируемых за счет средств обязательного пенсионного страхования, осуществляется федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера-ции», от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Выделяют три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Основным юридическим фактом для возникновения права на страховую пенсию является наличие страхового стажа, т.е. периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Для назначения пенсии по старости установлена минимальная продолжительность страхового стажа — 15 лет, для пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца необходим сам факт того, что лица отнесено к числу застрахованных. Законом «О страховых пенсиях» также сохранено право на получение досрочным пенсий по старости в связи с особыми условиями труда и социально значимыми обстоятельствами.

Одной из первостепенных задач в сфере социального обеспечения является проблема социальной защиты инвалидов. В соответствие со ст. 1 Федеральный закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». К мерам социальной защиты инвалидов российское законодательство относит систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В указанную систему входят материальное обеспечение, медицинская помощь, реабилитация, социально-бытовое обслуживание, обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение жилой площадью, воспитание и обучение детей-инвалидов, образование, обеспечение занятости.

Вас может заинтересовать ::  Изменения В Ст 228,Ч 3

Защита Прав Граждан В Сфере Соц Обеспечения В Конституционном Праве

Между тем, что касается желательного содержания ст. 39 Конституции РФ, то, по мнению Т.К. Мироновой, в ней даже недостаточно закрепить только право на социальное обеспечение, должно быть закреплено и право на различные его виды. Ведь право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения. Поэтому «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина [6, с. 44]. Обращает на себя внимание тот факт, что в ст. 39 Конституции РФ не получил закрепления принцип установления размеров пенсий, пособий и иных социальных выплат нетрудоспособным гражданам на уровне, достаточном для удовлетворения их основных жизненных потребностей или хотя бы в размере, не ниже величины прожиточного минимума. Не содержит Конституция и понятия «достойная жизнь», на обеспечение которой должна быть направлена политика российского государства. Если обратиться к вопросу о достойной оплате труда, то и здесь нет четких гарантий. Статья 37 хотя и закрепляет положение о том, что заработная плата не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, не говорит, чему должен соответствовать сам этот размер.

Значительное увеличение в действующей Конституции РФ перечня конституционных прав и свобод человека и гражданина в сравнении с ранее действовавшими конституциями СССР и РСФСР является важным условием развития права социального обеспечения и соответствующей ему отрасли законодательства. Однако в отраслевом правотворчестве и правоприменении указанные положения Конституции реализуются далеко не полностью. Специалисты обращают внимание на многочисленные случаи нарушения конституционной законности, отхода норм законодательства о социальном обеспечении от конституционных принципов [7, с. 525–526]. Причины указанных негативных явлений разнообразны, и коренятся они не только в отраслевом нормотворчестве, но отчасти и в самой Конституции – нечеткости и неполноте ее норм, неоднозначности формулировок. Кроме того, хотя нормы российской Конституции являются непосредственно действующими (ч. 1 ст. 15 Конституции), в реальной юридической практике, учитывая высокую степень абстрактности и информационной насыщенности конституционных норм, для реализации и развития заложенных в них положений в подавляющем большинстве случаев необходимо принятие федеральных законов. Однако и федеральные законы не всегда регламентируют соответствующие положения исчерпывающим образом.

Цель курсовой работы – теоретически исследовать систему защиты прав граждан в области социального обеспечения.
Цель работы обусловило постановку и решение следующих задач:
— изучить научную литературу по теме курсовой работы;
— определить понятие социального обеспечения, его функции и современное состояние;
— охарактеризовать и систематизировать инструменты защиты прав граждан в области социального обеспечения.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Adblock
detector