Земли Общего Пользования, Занятые Проездами Аренда

Что такое земли (территории) общего пользования и каковы особенности их использования

Граждане могут свободно пользоваться земельными участками общего пользования, которые находятся в публичной собственности, и находиться на них без каких-либо разрешений, если они открыты для общего доступа.
К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц.
Территории общего пользования отграничиваются от других участков красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Если часть земельного участка находится в границах земель общего пользования, то его могут изъять для государственных или муниципальных нужд. Например, если участок нужен для строительства (реконструкции) автодороги федерального (регионального, межмуниципального, местного) значения.
В отношении таких земель (земельных участков) установлен ряд ограничений, в частности:

В то же время земельные участки общего пользования могут быть предоставлены в аренду без торгов. Обратите внимание, что на земельные участки общего пользования не распространяется действие градостроительных регламентов. Как могут использоваться такие участки, определяют федеральные органы власти, уполномоченные органы власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

Аренда или выкуп земли общего пользования, являющейся частью подъездной дороги

А если дорога заканчивается моими воротами, а справа и слева чужие участки, но без ворот и калиток, тогда есть шанс, что участок перед воротами примерно 12х5м Администрация может сдать в аренду или продать? Участки ИЖС. Ведь перед моими воротами все равно никто не имеет права ни машины ставить, ни еще что-либо делать, потому что сразу нарушает мои права пользования собственным участком, а также это нарушение противопожарных норм по свободному подъезду к участку. К тому же заезд на участок не очень удобный, так возможно, я бы гостевую стоянку мог бы организовать, и стройматериалы временно мог бы сгружать на законном основании(на своей земле перед своими воротами). Как думаете? Заранее благодарен!

Аренда участка общего пользования: возможно ли это

В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О приватизации государственного и муниципального имущества», собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.
Вас может заинтересовать ::  Заключение 4 Года Общего Режима

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся — территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями.
Судебный акт апелляционного суда соответствует нормам материального права, судебной практике (в частности, определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12.05.2010 N ВАС-5414/10, постановления Федеральных арбитражных судов Дальневосточного округа от 11.02.2010 по делу N А52-9373/2099 от 11.02.2010, Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 по делу N А27-8330/2007 и др.), статьям 29, пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса, пунктам 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты). Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Учитывая вышеприведенные фактические обстоятельства дела, не опровергнутые обществом в ходе рассмотрения спора, и принимая во внимание правовое положение, целевое назначение и разрешенное использование территорий общего пользования, предоставление обществу спорного земельного участка площадью 386 кв.м для целей благоустройства не отвечает установленным ограничениям по использованию территорий общего пользования. В данном случае передача такого земельного участка в аренду конкретному пользователю, в том числе для целей, не связанных со строительством, будет противоречить основным принципам земельного и градостроительного законодательства и повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2009 по делу N А21-1906/2008

Земли общего пользования: основные правила использования

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

2. Земельные участки (земли) в границах территорий общего пользования — земельные участки (земли) общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами рекреационного назначения, автомобильными дорогами и другими объектами, не закрытыми для общего пользования (доступа).

7. На карте градостроительного зонирования помимо территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий отображаются территории, земельные участки, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе территории общего пользования.

3) У меня земельный участок в собственности с 1994 г. (4 сотки). с 2004 г решением собрания членов снт мне дали в пользование ещё 1.5 сотки земли общего пользования в аренду. Можно ли узаконить эту арендованную землю (которая является землёй общего пользования) ?Большое спасибо.

5) Председатель нс создал газовый кооператив и проложил трубы по дорогам общего пользования. Теперь он берет плату за разрешение на врезку. Земля общего пользования принадлежит всем членам нс, за пользование которой все и платят. Вопрос. Почему он тогда не платит всем нам за аренду нашей земли?

Вас может заинтересовать ::  Декретный Калькулятор 2022 Башкортостан После 15 Лет

Земли общего пользования и особенности их эксплуатации

Владелец здания имеет право на любые правовые действия со своей недвижимостью – продавать, дарить, передавать по наследству. При этом земля под объектом по-прежнему будет принадлежать государству. Поскольку законодательством запрещено приобретать такие участки в частную собственность, при смене собственника на нового владельца оформляется переуступка права аренды. Перезаключать арендный договор не требуется, но обязательно вносят изменения в Единый госреестр прав на недвижимость.

Применение стандартных фискальных схем по отношению к арендованным территориям земель общего назначения не подходит. Каждый конкретный случай должен рассматриваться отдельно. При выборе налогообложения будут учитываться функциональные особенности, виды эксплуатации земли.

Каждый собственник земельного участка в садоводческом товариществе имеет право беспрепятственного прохода и проезда по территории земель общего пользования. Это значит, что ни председатель, ни представители правления не могут ограничить передвижение дачников по территории СНТ.

Однако делать это разрешается только при условии согласия всех собственников земель. Использовать ЗОП не по целевому назначению запрещается. Также садоводы не имеют права:

  • расширять площадь индивидуальных земельных участков за счет ЗОП;
  • устраивать незаконные свалки мусора, строительных материалов и других отходов на землях общего пользования;
  • перекрывать въезд воротами и шлагбаумами для других членов СНТ;
  • самовольно устанавливать торговые объекты, хозпостройки и другие помещения для оказания платных услуг без согласования с остальными собственниками.

    Самое интересное, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Публичной кадастровой карте такие общественные земельные участки по категории и своему назначению зарегистрированы именно в качестве земель (территорий) общего пользования. Но в нарушение вышеназванных норм и условиях отсутствия в населённом пункте альтернативных общественных дорог для проезда к своим участкам собственниками таких земель (дорог) признаны юридические лица (застройщики, ТСН) или отдельная группа граждан, которые навязывают правила пользования и плату для всех остальных жителей.

    Защищая свои права по беспрепятственному и безвозмездному пользованию такими объектами недвижимости группа граждан – жителей начинают обращаться с иском в суды по отношению к формальным собственникам об исправлении ЕГРН и признании права собственности за всеми жителями, собственниками частных земель отдельного населённого пункта. Также пытаясь отстоять свои права граждане просят вступать в такие дела прокурора для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц, публичных интересов. Практика показывает (по крайней мере в Московской области), что органы прокуратуры последовательно отказываются вступать в судебный процесс, якобы не видя нарушений публичных интересов. Таким образом, пока возобладал формальный подход и жители таких коттеджных посёлков не защищены со стороны государства и вынуждены отстаивать самостоятельно свои интересы в судах. В этом случае существует большой риск отказа судом в удовлетворении подобного иска в рамках гражданского процесса по формальному основанию — отсутствие полномочий по защите интересов неограниченного круга лиц у истцов, ибо последние не являются государственными органами или органами местного самоуправления с соответствующими публичными полномочиями.

    Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

    По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

    Земли общего пользования в населенных пунктах и в СНТ

    При рассмотрении и решении вопросов, связанных с земельными участками и межеванием часто возникают вопросы по объектам общественного значения. Большая часть аспектов касается правового регулирования вопросов использования данных территорий. Немаловажным в данной случае является необходимость определения их принадлежности, особенно если речь идет о совместном использовании.

    Чтобы определить порядок внесения платежей, необходимо обратиться к правоустанавливающим документам. Если во владении указанной территории перечислены конкретные лица, то налогообложение распределяется между ними. Если такого перечня не имеется, то налоговый сбор взимается с товарищества. Внутреннее поступление взносов на уплату налогов определяется общим собранием.

    Признаки территорий общего пользования судебная практика

    В качестве примера совершенно конкретного назначения недвижимой вещи общего пользования можно назвать микрорайонный сад. Сад — это совершенно определенный объект капитального (зеленого) строительства, целенаправленно созданный в соответстви с необходимой для этого документацией по планировке, со своей рационально организованной планировкой, своим элементным составом, собранным в границы своего земельного участка, которые обозначают определенность сада как объекта имущественной принадлежности, эксплуатационной ответственности, объекта капитальных вложений в его создание (ремонт, реконструкцию).

    Вся территория города делится на земельные участки индивидуального пользования и общего пользования. На участках индивидуального пользования размещаются разнообразные городские объекты — жилые дома, общественные здания, государственные и муниципальные заведения, всякого рода инженерные объекты и буквально все прочее, в чем живут, работают, куда ходят за покупками или писать просьбы и жалобы, или пребывают не по собственной воле. В каждый из таких объектов вход для посторонних, как правило, закрыт, а если открыт, то в соответствии с каким-то правилом, порядком, процедурой, условием. Куда бы посторонний ни зашел, кроме своего дома, — везде он только гость. То есть для рядового человека на улице это принципиально закрытые либо условно приоткрытые объекты, нарочито отгороженные от него наружной стеной или забором или виртуальной плоскостью границы участка. В подавляющем большинстве они существуют не для него, и фактически для него они не существуют. Куда-то он и сможет пройти, но если собственнику владения, границы которого он нарушил, будет угодно его выпроводить, то его выпроводят. Зато ему отдано все городское пространство общего пользования, которое связывает все концы города, к которому, как к пуповине, подключены все объекты индивидуальных пользователей, и через которое они, эти объекты, обретают все, ради чего созданы: магазины — покупателей, жилые дома — жителей. Человек, выходя из своего дома, сразу попадает в пространство общего пользования — в город. Из него же он возвращается в свой дом. То есть все, чем он полноправно пользуется в городе, как правило, состоит из пары вещей — его жилья и системы общего пользования. Все то, из чего состоит пространство общего пользования, то, чем оно обустроено и благоустроено — это и есть для него собственно ГОРОД. Это тот город, каким он его знает, и каким познают его гости города, каким он обретает мировую известность и даже славу. И вот про весь этот ГОРОД в Градостроительном кодексе не сказано ни слова!

    Соблюдение красных линий обязательно при межевании земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

    В статье 1 ГрК РФ закреплено понятие территорий общего пользования, как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Adblock
detector