Долги Собственников В Мкд Перед Рсо После Смены Ук

Ввиду Постановления Правительства РФ от 03.04.2022 № 438 в 2022 году введены особенности проверок управляющих организаций по вопросу правомерного начисления платы, в том числе обоснованности размера задолженности за жилищно-коммунальные услуги (см. п. 3 Письма Минстроя РФ от 08.06.2022 № 21681-МЕ/04). Что это означает?

Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено. Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось.

Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.

1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2022 до 01.01.2022, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2022, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

Подтверждение можно найти в судебной практике (см. постановления АС ВСО от 30.09.2022 № Ф02-3204/2022 по делу № А58-10/2022, АС ПО от 12.10.2022 № Ф06-65712/2022 по делу № А06-13862/2022, АС СЗО от 27.08.2022 № Ф07-8104/2022 по делу № А05-11097/2022, от 29.07.2022 № Ф07-8079/2022 по делу № А42-10609/2022).

Долги Собственников В Мкд Перед Рсо После Смены Ук

Пунктом 6 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы установлено, что платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

Действительно, с момента перехода на прямые договоры управляющая организация уже не должна ресурсникам за «коммуналку», НО нельзя забывать еще и про коммунальные ресурсы на содержание общего имущества ( КР на СОИ). В данной статье разберем, почему КР на СОИ при прямых договорах могут стать причиной убытков и штрафов для управляющей организации.

Пунктом 7 Требований предусмотрено, что, если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее 5 тыс. рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, превысит 5 тыс. рублей.

В пункте 3 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы закреплено, что расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме, осуществляются в соответствии с настоящим документом, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения.

К грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ( утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110), в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.

Смена управляющей компании и задолженность за оказанные услуги: правила погашения

В противном случае после перехода к другой управляющей организации или изменении формы управления погашать задолженность перед управляющей организацией придется до полного расчета с ней (срок такого расчета может быть индивидуален и полностью зависеть от того, какой размер имеет конкретная задолженность). Если задолженность не будет погашена в добровольном порядке, управляющая организация, с которой расторгнут договор управления, имеет право на взыскание такой задолженности через суд (если на счетах управляющей организации остались какие-либо денежные средства, переданные им собственниками помещений дома, то суд может наложить арест на эти денежные средства в плане возврата их жильцам или обратить взыскание на эти денежные средства, то есть они не будут возвращены жильцам).

Все созданные на территории Российской Федерации управляющие компании на сегодняшний день являются юридическими лицами, которые осуществляют свою деятельность на некоммерческой основе, то есть без возможности получения значительной прибыли, кроме оплаты собственных услуг по управлению и обслуживанию многоквартирного дома. Оплата услуг такой управляющей организации осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме на основании того договора управления, который был заключен на общем собрании собственников жилья. В случае если оплата не поступает в должной мере, возникает задолженность, которая должна быть погашена.

В других регионах цена на такие услуги несколько ниже, однако менее трех тысяч рублей стоимость таких консультаций не опускается (за исключением специальных юридических консультаций, созданных при аккредитованных правовых высших учебных заведениях, где работают студенты, для которых ведение таких споров является своего рода практикой).

Наличие опыта работы в сфере гражданских правоотношений является обязательным, так как в противном случае могут возникнуть сложности с подготовкой документации, в том числе для судебного разбирательства, в судах общей юрисдикции (оформление документации по жилищным спорам различных характеров, а также по спорам, связанным с взысканием долгов, является достаточно сложным с точки зрения правильного толкования норм гражданского процессуального права).

  • созыв внеочередного общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме с обозначением повестки такого собрания и сообщением о необходимости проведения голосования;
  • проведение собственно собрания с вынесением на очно-заочное голосование вопроса о расторжении договора управления многоквартирным домом с конкретной управляющей организацией;
  • проведение голосования собственников помещений для получения кворума по вынесенному вопросу;
  • подведение итогов и фиксация их в протоколе итогов голосования (протокол подписывается председателем собрания, секретарем и лицом, ответственным за подсчет голосов при проведении очно-заочного собрания собственников);
  • оглашение результатов голосования и норм жилищного законодательства, в соответствии с которыми договор управления будет расторгаться (при этом необходимо также довести до сведения жильцов дома информацию о необходимости погашения всех существующих видов задолженности перед управляющей организацией).

Долг платежом красен: но для какого управляющего: прежнего или нового

Перед тем, как переводить долг, кредитор и прежний должник могут провести сверку расчетов и оформить акт, который подтверждает задолженность между сторонами. Также целесообразно будет составить акт приема-передачи первичных документов – счетов, счетов-фактур и иных документов, подтверждающих задолженность (Постановление ФАС ЗСО от 31.07.2008 № Ф04-4475/2008(8512-А67-4)). Перечисленных документов, по мнению автора, вполне достаточно для оформления сделки, участниками которой являются три стороны, в отношении одного (или нескольких) обязательств хозяйствующего субъекта. У другой сделки, связанной со сменой управляющей компании, – уступки прав требования к жильцам по оплате оказанных коммунальных услуг иной состав участников и количество требований.

Ресурсоснабжающие организации заинтересованы в погашении долгов, а у новой управляющей компании больше возможностей это сделать (она управляет текущими денежными потоками в рамках управления домом). Поэтому при оформлении договорных отношений с новой управляющей организацией они настаивают на полной передаче прав и обязанностей от прежней организации, включая задолженность жильцов за прошлые периоды. Как отмечено в Постановлении ФАС ВСО от 21.06.2007 № А19-15962/06-14-04АП-185/06-Ф02-3620/07, при передаче прав и обязанностей по управлению многоквартирным домом происходит замена стороны в многостороннем обязательстве, поэтому она должна производиться по правилам об уступке требования и переводе долга. Рассмотрим отдельно передачу долгов управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями и передачу долгов жильцов по квартплате новому управляющему.

Приведенная арбитражная практика неоднозначна, но большинство решений свидетельствуют о том, что новой управляющей компании, как бы ей этого не хотелось, придется принимать долги перед ресурсоснабжающими предприятиями от предшественника и расплачиваться по ним, взыскивая накопившуюся задолженность с жильцов. У нового управляющего есть один способ избежать выполнения обязательств прежнего исполнителя услуг ЖКХ: если поставщик не дал согласия на перевод долга (Постановление ФАС СЗО от 04.07.2008 № А44-2908/2006), например потому что располагает информацией о том, что должник может расплатиться с ним самостоятельно. В этом случае ресурсоснабжающее предприятие по текущим платежам рассчитывается с новой управляющей организацией, а за прошлые периоды взыскивает задолженность с прежнего управляющего. Но такое решение принимается не всегда, поэтому новому управляющему следует быть готовым к подписанию договора перевода долга.

Одной из причин, по которой новый управляющий может обратиться в суд, может стать неисполнение предшественником принятых на себя обязательств. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 01.09.2008 № А58-8180/07-0105-Ф02-4169/08 была рассмотрена следующая ситуация. Чтобы новая управляющая компания имела возможность взыскать с населения задолженность, в соглашении о переводе долга был указан срок, в течение которого предшественник должен был передать всю имеющуюся у него финансовую и техническую документацию по жилищному фонду (включая поквартирные лицевые счета). Прежняя управляющая компания такую документацию не передала, в результате новому должнику (новой управляющей компании) проблематично выполнить обязательства перед кредиторами (поставщиками коммунальных услуг). Поэтому новый управляющий обратился с заявлением о признании сделки о переводе долга недействительной, однако, как выяснилось, признавать было и нечего. Суд нашел соглашение незаключенным, так как из него невозможно определить, по каким именно обязательствам, возникшим на основании конкретных сделок, состоялся перевод долга. Договор о переводе долга должен содержать указание на сделку, порождающую обязательство, отсутствие этой информации является основанием для того, чтобы считать договор о переводе долга беспредметным и, соответственно, незаключенным. Поскольку соглашение является незаключенным, оно не может быть признано недействительным согласно ст. 168 ГК РФ.

В другом судебном разбирательстве новой управляющей компании не удалось оспорить принятые на себя обязательства по погашению долга перед энегроснабжающей организацией за поставленную электрическую энергию (Постановление ФАС ВСО от 23.08.2007 № А19-26004/06-31-Ф02-5528/07). Суд признал, что сделка перевода долга соответствует требованиям гл. 24 ГК РФ и является заключенной, поскольку в ней согласованы все существенные условия, согласие кредитора на перевод долга удостоверено подписанием данного договора. Новая управляющая компания указывала на несоответствие цены договора размеру переводимого долга. Такой довод не был принят арбитрами, поскольку согласно гражданскому законодательству условия договора определяются по усмотрению сторон, которые сами решают, из каких принципов им исходить при заключении договора. Стороны должны исполнять принятые на себя обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается. Поэтому новому управляющему ничего не остается, как погасить принятую от предшественника по договору задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. С решениями арбитражных судов согласилась коллегия ВАС РФ, которая Определением от 30.10.2007 № 13281/07 отказала в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Переход долгов при смене управляющей компании

На данный момент инициативная группа нашего дома решила создать «ленивое» ТСЖ: уйти от старой УК и передать управление новой. При этом договор с новой УК будет заключаться индивидуально с каждым собственником. Никакие счета ТСЖ открывать не будет, так же, как и заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями. По сути, как я понял, это просто смена управляющей компании, с передачей ТСЖ права в дальнейшем менять эти самые компании на свое усмотрение.

Вас может заинтересовать ::  Срок Уплаты Земельного Налога За 2022 Год Для Юридических Лиц

2. Будет ли иметь ТСЖ право сменять УК, а так же принимать решения по подключению доп услуг дому (установка шлагбаума, камер наблюдения, и т.п.), влияющие на общую сумму оплаты по своему усмотрению без решения других собственников, или же все это прописывается в уставе?

ЖК РФ Статья 145. Общее собрание членов товарищества собственников жилья
3. Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов

Если переуступки не было, то долги остаются перед старой УК. С новой УК будут заключаться новые договора, соответственно обязанность по уплате долгов у вас будет по новому договору с новой УК. Гасить долги нужно будет каждому индивидуально, ведь у них тоже как я понимаю у каждого есть договор со старой УК, по которой есть права и обязанности у каждой из сторон.

1) Переход долга не обязателен. Нужно уточнить, есть ли у новой УК договор цессии — уступки требований (статья 382 ГК РФ), получить на руки его, заверенную новой УК, копию. (Отправляется письменный или электронный запрос по адресу, указанному на ее официальном сайте или порталах Госуслуг и Реформы ЖКХ).

Как расплачиваться с долгами перед управляющей компанией, которой больше нет

Необходимость предварительной оплаты кредиторской задолженности может быть прописана в договоре управления в качестве условия для отказа УК от продления договора либо ее согласия на досрочное прекращение. В этих случаях из кредиторской задолженности передавать будет нечего, волеизъявления кредиторов на передачу долга не потребуется.

Если собственники «свергли» прежнюю и подобрали новую УК по своей инициативе, поставщики коммунальных ресурсов могут отказаться заключать договоры, пока новая УК не возьмет на себя обязательства по долгам предшественницы. Иногда они могут начать угрожать прекращением подачи электроэнергии, отопления и воды. О том, может ли сама УК отключить электроэнергию за долги, читайте здесь.

Уточните, заключен ли между старой и новой УК договор цессии — уступки требований (статья 382 ГК РФ), получите на руки его заверенную новой УК копию. Это можно сделать, отправив письменный или электронный запрос по адресу, указанному на ее официальном сайте или порталах Госуслуг и Реформы ЖКХ. Вам обязаны ответить: на электронный запрос в течение 10 дней, на письменный в течение 20 дней.

Пеня — не автоматическое приложение к долгу при просрочке уплаты, а административное наказание. Избавиться от ее начислений можно и при других доказательствах вашей невиновности (статус безработного по уважительной причине, наличие иждивенцев, тяжелое заболевание и др.)

В суде аргументами в вашу защиту могут быть соображения, высказанные в предыдущей главе, за исключением фраз о договоре цессии. Поскольку судиться истцу придется не только с вами, но и с сотнями других должников из окрестных домов, это может растянуться на годы.

  1. поверить и сравнить все тарифы, а также количество потраченных ресурсов с цифрами, указанными в платежках.
  2. Между компаниями может быть заключен договор цессии. Эту информацию обязательно нужно проверить, обратившись через портал госуслуг с заявлением. Если такой договор действительно существует, то у сторон появляются дополнительные обязанности.Например, новая компания обязана прислать жильцам сообщение о том, что долг перешел к ней. Требовать оплаты долга организация может после того, как предъявит доказательства перехода долга.
  3. Пока долги не перейдут к новой организации официально, жильцам не может начисляться пеня. Также у собственников есть возможность избежать начисления штрафа навсегда. Это разрешено инвалидам, иждивенцам, безработным.

Но судебные разбирательства часто затягиваются на годы, а организация в это время может быть признана банкротом. Конкурсный управляющий, который назначается после этого, практически не имеет полномочий требовать оплату долгов. Но если суд вынесет решение в пользу УК, то жильцам придется платить.

Некоторые ждут, когда организации разберутся между собой. Специалисты утверждают, что это самый оптимальный вариант, так как в такой суматохе некоторые недобросовестные должностные лица стараются нажиться на жильцах.

Если компания начинает угрожать, следует обратиться в надзорные органы и потребовать осуществления проверки.

Кому переходят долги при смене управляющей компании? Если платят не все жильцы, начинает копиться задолженность перед управляющей компанией. А отвечать обязана именно УК, так как РСО не могут требовать долги с собственников квартир. И когда компания меняется, долги жильцов за коммунальные услуги все равно остаются. Конечно, они не имеют никакого отношения к новой УК, поэтому многое в этой ситуации зависит от ресурсоснабжающих организаций.

Деятельность УК всегда связана с риском, поэтому некоторые компании стараются не сотрудничать с РСО, предоставляя жильцам самостоятельно решать этот вопрос. Конечно, они теряют прибыль и возможность управлять большим количеством МКД, но зато избегают долгов.

Если у жителя МКД заключён прямой договор с РСО, такие отношения подчиняются правилам постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В ч. 2 документа указано, что прямой договор заключается между потребителем и исполнителем коммунальной услуги. Соответственно при прямом договоре РСО – собственник помещения в МКД исполнителем услуги будет считаться РСО (ст. 157.2 ЖК РФ) и именно эта организация обязана выполнять все указания ПП РФ № 354.

Существует три основных способа перехода потребителей коммунальных услуг на прямые договоры с РСО:

  1. По решению общего собрания собственников помещений в МКД, принятого простым большинством голосов в соответствии сч. 4.4 ст. 44 ЖК РФ.
  2. По решению РСО согласно ст. 157.2 ЖК РФ. Такое решение возможно в случае, если управляющая организация или ТСЖ имеет задолженность перед ресурсниками в размере двух среднемесячных оплат за поставленные ресурсы.
  3. Исторически сложившиеся отношения. Например, дом всегда работал на прямых договорах или собственники уже давно приняли решение о переходе на прямые договоры, а после этого сменилась управляющая организация или форма управления. В этом случае, если собственники помещений на общем собрании подтвердят, что они хотят оставаться на прямых договорах, они продолжают по ним работать и с новой УО или формой управления.

На момент принятия документа в нём были прописаны только общие правила передачи информации:

  1. Согласно ч. 10 ст. 157.2 ЖК РФ ресурсоснабжающая организация обязана предоставлять в УО информацию о показаниях индивидуальных приборов учёта при условии, что собственники передают эти данные в РСО.
  2. В соответствии с ч. 11 ст. 161 ЖК РФ управляющая многоквартирным домом организация предоставляет в РСО сведения, необходимые для расчётов.

Однако это касается только отношений с потребителями. Существуют также отношения между РСО и УО – двумя юридическими лицами. Между ними есть договорные отношения, которые подчиняются постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. В п. 2 постановления указано, что исполнителем КУ считается лицо, которое обслуживает инженерные системы в многоквартирном доме. Это управляющая организация, поэтому обязанности, указанные в ПП РФ № 124, выполнять должна она.

С выходом Федерального закона от 03.04.2022 № 59-ФЗ стало ясно, что с переходом на прямые договоры ресурсоснабжающим организациям понадобятся данные для начислений собственникам помещений платы за коммунальные услуги, а управляющим МКД нужны будут показания индивидуальных приборов учёта для начисления КР на СОИ. Соответственно, между УО, РСО и собственниками помещений должен быть налажен обмен информацией.

• предусматривается обязанность инициатора общего собрания собственников помещений в МКД, которое решило перейти на «прямые договоры», также сообщать своим соседям по дому информацию, полученную от РСО (даты заключения и начала исполнения «прямых договоров», сроки и способы передачи показаний ИПУ и т.п.). Донести эту информацию нужно путем размещения на досках объявлений во всех подъездах МКД или придомовом земельном участке, в течение 5 календарных дней со дня ее получения от РСО;

• если УК эти сведения не передаст или не передаст вовремя, и из-за этого потребителю будут ошибочно начислены платежи, а РСО заплатит за эту ошибку штраф, то УК возместит РСО сумму этого штрафа. Кстати, в своих заявлениях о выплате штрафа потребители теперь должны указывать свой ИНН;

Почти все эти изменения продиктованы необходимостью детализировать нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую ресурсоснабжающими организациями, (РСО) — по так называемым «прямым договорам». Еще часть поправок связана с усилением правового статуса реестра лицензий по управлению МКД.

• УК обязана предоставлять РСО и регоператору по обращению с ТКО не только указанную выше информацию, но и сведения из реестра собственников (ФИО с указанием размера долей в общем имуществе МКД), причем еще и постоянно актуализировать эти сведения в дальнейшем;

• утвержден типовой «прямой договор» — договор между собственником жилого помещения в МКД и РСО о предоставлении коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании и использовании общего имущества в МКД. Заключение именно таких типовых договоров между собственниками квартир и РСО прямо предусмотрено ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ. Напомним, что собственники нежилых помещений (кроме машино-мест) давно обязаны заключать с РСО индивидуальные письменные договоры ресурсоснабжения, а с регоператором по обращению с ТКО — отдельные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кстати, типовой «прямой договор» по обращению с ТКО тоже упомянут в рассматриваемых поправках — он будет частью Правил № 1156 от 12.11.2022;
• если уж переход на «прямые договоры» в конкретном МКД свершился — по воле жителей или РСО, неважно — УК обязана передать РСО большой объем данных о собственниках помещений не позднее чем за 5 рабочих дней до дня, с которого РСО начнет предоставлять коммунальную услугу (если переход на «прямые договоры» произошел из-за долгов УК, она также обязана передать эти данные в течение 5 рабочих дней со дня расторжения своего договора с РСО). Эти данные нужны для начисления платы за коммунальные услуги; среди них — ФИО, паспортные данные, телефон, E-mail каждого собственника и пользователя жилых помещений, адреса жилых помещений с указанием общей площади и количества проживающих, реквизиты или копия документа о праве собственности, все сведения об ИПУ и другая информация, в том числе о «должниках».
Аналогичное правило вводится в отношении данных, передаваемых региональному оператору по обращению с ТКО.

Долги Собственников В Мкд Перед Рсо После Смены Ук

Ограничить или приостановить подачу коммунальной услуги вправе только исполнитель таких услуг (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг). Если собственники заключают договоры напрямую с РСО, то исполнителем коммунальных услуг будет соответствующая РСО. Это следует из определения термина «исполнитель коммунальных услуг». Такое правило распространяется в том числе на МКД, которым управляет УО или жилищное объединение.

В случае заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками и РСО такая организация обязана предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, управляющей МКД организации информацию о показаниях ИПУ, если такие показания потребители предоставили РСО (ч. 10 ст. 157.2 ЖК).

Инициируйте общее собрание собственников помещений в МКД. Дело в том, что решение о переходе на прямые договоры между РСО и потребителями может принять только общее собрание собственников (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК). «За» должно проголосовать большинство собственников из тех, что приняли участие в общем собрании.

Если до 3 апреля собственники помещений в МКД или члены ТСЖ, ЖСК приняли решение об оплате коммунальных услуг напрямую РСО в силу ранее действовавших частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК, то такой порядок расчета сохраняется. В таком случае, оплачивая коммунальные услуги РСО, собственники выполняют обязательства по оплате перед УО, ТСЖ, ЖСК. Это прямо предусматривает часть 6 статьи 3 Закона от 03.04.2022 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Есть еще случай, когда РСО может перевести собственников на прямые договоры без вашего ведома. Ресурсник может расторгнуть договор ресурсоснабжения в одностороннем порядке, если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячных величины обязательств по оплате (ч. 2 ст. 157.2 ЖК).

Вас может заинтересовать ::  Как Оформить Проездной Многодетной Семье В Спб 2022 И Кому Палагается

Актуальные вопросы по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги и ответы на них

– Наши мировые судьи не принимают иски без договоров на все РСО и требуют выслать копии всех таких договоров ответчику.
– Если не принимают, то тогда нужно сразу прикладывать копии договоров. То что просят выслать ответчику – это правильно, потому что все документы, которые мы предъявляем в суд, предоставляются по числу лиц, участвующих в деле. Прикладывать нужно, потому что это будет вам в плюс как доказательство того, что договоры заключены, коммунальные услуги предоставляются.

– В каком виде предоставляется в суд расчет задолженности? Квитанция может являться таким документом?
– Расчет делаем отдельно, при этом, отдельно по пеням, отдельно по сумме долга. Можно сделать на одном листе, можно – на двух листах. К расчету приложить копии, либо оригиналы квитанций, если вы можете сделать эти квитанции в нескольких экземплярах. Если делать копии, то на формат А4 обычно получается сделать две квитанции. Там видно и месяц, и общую сумму, и разбивку по позициям. Таким образом, общий расчет задолженности по иску делаем помесячно, без разбивок, а разбивку предоставляем в квитанциях.

– Как контролировать работу судебных приставов?
– Вы можете приходить знакомиться с делом, смотреть, какие действия произвел судебный пристав. Если видите, что ни одного запроса не сделано, нет работы с собственником, пишите жалобу в прокуратуру и жалобу в суд на бездействие судебных приставов.

– Можно ли развешивать наклейки «Должник» на дверь квартиры должника? Размещать фотографии должников на информационных стендах?
– На наклейке вы не указываете ФИО, а просто пишете слово «Должник», собственники не могут доказать, что наклеило эту наклейку какое-то должностное лицо. По фотографии же возможно опознать физическое лицо, поэтому не стоит этого делать.

– Если у собственника прописка и фактическое проживание не совпадают, то в какой суд подавать: там, где собственность или там, где прописка?
– Подавайте по месту нахождения квартиры и соответствующего долга. Если суд посчитает, что неправильно выбрана подсудность, то тогда он просто передаст дело в другой суд.

Если переуступки не было, то долги остаются перед старой УК. С новой УК будут заключаться новые договора, соответственно обязанность по уплате долгов у вас будет по новому договору с новой УК. Гасить долги нужно будет каждому индивидуально, ведь у них тоже как я понимаю у каждого есть договор со старой УК, по которой есть права и обязанности у каждой из сторон.

ЖК РФ Статья 145. Общее собрание членов товарищества собственников жилья
3. Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов

На данный момент инициативная группа нашего дома решила создать «ленивое» ТСЖ: уйти от старой УК и передать управление новой. При этом договор с новой УК будет заключаться индивидуально с каждым собственником. Никакие счета ТСЖ открывать не будет, так же, как и заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями. По сути, как я понял, это просто смена управляющей компании, с передачей ТСЖ права в дальнейшем менять эти самые компании на свое усмотрение.

1) Переход долга не обязателен. Нужно уточнить, есть ли у новой УК договор цессии — уступки требований (статья 382 ГК РФ), получить на руки его, заверенную новой УК, копию. (Отправляется письменный или электронный запрос по адресу, указанному на ее официальном сайте или порталах Госуслуг и Реформы ЖКХ).

2. Будет ли иметь ТСЖ право сменять УК, а так же принимать решения по подключению доп услуг дому (установка шлагбаума, камер наблюдения, и т.п.), влияющие на общую сумму оплаты по своему усмотрению без решения других собственников, или же все это прописывается в уставе?

По долгам ЖКХ можно не платить? С 1 января УК не смогут обратиться в суд

С 1 января 2022 года управляющие и ресурсоснабжающие компании возобновят начисление штрафов и пени за просрочки по платежам. Поставщики коммунальных услуг должны радоваться — долги граждан сократятся. Однако на смену одному ограничивающему закону пришёл другой — при взыскании долгов через суд управляющая компания обязана указывать номер ИНН, СНИЛС или паспортные данные истца, а этих данных у УК нет. Получается, что суды отменяются и можно безнаказанно не платить?

Камнем преткновения становится Федеральный закон № 98-ФЗ от 1 апреля 2022 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Ст. 20.2 гласит, что коммпании сферы ЖКХ должны на общих основаниях при подаче иска в суд указывать «идентификаторы должника»: СНИЛС, ИНН, паспорт.

На деле же у управляющих компаний таких сведений часто нет, потому что письменная форма на оказание коммунальных услуг не обязательна. Более того — после покупки квартиры квитанции выписываются на старого владельца до тех пор, пока новый хозяин не попросит изменить сведения.

Смена управляющих компаний

Как события будут развиваться дальше, предсказать трудно, однако после судебного разбирательства новая управляющая компания оказалась в более выгодном положении, так как договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией, по всей видимости, у нее уже были установлены, в то время как соглашение о переводе долга признано незаключенным. Кредиторская задолженность за прошлые периоды осталась за прежней организацией, у которой два варианта: либо самостоятельно рассчитываться с поставщиками коммунальных услуг, либо заново договориться со своим преемником (причем уже без помощи ресурсоснабжающей организации) и перевести долг, выполняя все условия договора.

В другом судебном разбирательстве новой управляющей компании не удалось оспорить принятые на себя обязательства по погашению долга перед энегроснабжающей организацией за поставленную электрическую энергию (Постановление ФАС ВСО от 23.08.2007 № А19-26004/06-31-Ф02-5528/07). Суд признал, что сделка перевода долга соответствует требованиям гл. 24 ГК РФ и является заключенной, поскольку в ней согласованы все существенные условия, согласие кредитора на перевод долга удостоверено подписанием данного договора. Новая управляющая компания указывала на несоответствие цены договора размеру переводимого долга. Такой довод не был принят арбитрами, поскольку согласно гражданскому законодательству условия договора определяются по усмотрению сторон, которые сами решают, из каких принципов им исходить при заключении договора. Стороны должны исполнять принятые на себя обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается. Поэтому новому управляющему ничего не остается, как погасить принятую от предшественника по договору задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. С решениями арбитражных судов согласилась коллегия ВАС РФ, которая Определением от 30.10.2007 № 13281/07 отказала в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Названный договор оформляется в той же форме, что и основной договор, из которого возникло обязательство. В частности, перевод долга, вытекающего из сделки, совершенной в простой письменной форме, должен быть совершен в соответствующей письменной форме. Существенными для договора о переводе долга признаются указание на первоначальную сделку, по которой образовалась задолженность и из которой выбывает первоначальный должник, а также объем передаваемого долга, который может включать санкции за нарушение обязательств.

При управлении домами у компании могут возникать как дебиторская (потребителей), так и кредиторская (перед ресурсоснабжающими предприятиями) задолженность. Преемник, выбранный на общем собрании собственников помещений, заинтересован в приобретении активов («дебиторки»), пассивы прежнего исполнителя («кредиторка»), конечно же, вряд ли ему нужны. Тем не менее получить только актив без пассива управляющей организации не удастся. Этому препятствуют поставщики коммунальных услуг да и прежняя управляющая компания, которые вынуждают нового исполнителя приобрести пассивы («кредиторку») – долги перед снабжающими организациями, для погашения которых потребуется актив («дебиторка») – задолженность жильцов. Замкнутый круг, да и только…

Повлиять на ситуацию можно, если законодательно прописать систему заключения договоров ресурсоснабжения, отношения собственников, управленцев и коммунальных монополистов. Тем временем поставщики коммунальных ресурсов имеют больше шансов, чем управляющие организации, решить неурегулированный вопрос в свою пользу. Обратимся к Правилам предоставления коммунальных услуг[1]. В них предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

По смыслу пунктов 8, 9, 10 Правил N 354, исполнителями коммунальных услуг могут выступать: управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив (далее — товарищество или кооператив), а также РСО.

Исполнителем согласно пункту 2 Правил N 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В связи со значительным объемом поступающих в Минстрой России обращений по вопросам применения Правил N 354 и Правил N 124, а также возникшей необходимостью обеспечения единства их применения управляющими компаниями, РСО и потребителями коммунальных услуг высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации направлено Письмо, содержащее разъяснения о применении отдельных положений названных нормативных правовых актов.

В связи с этим Правила N 354 не ограничивают перечень лиц, обладающих правом действовать в качестве исполнителя коммунальных услуг, товариществами, кооперативами или управляющими организациями и устанавливают случаи, в которых договор о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен непосредственно между потребителями и РСО в письменной форме либо путем совершения конклюдентных действий, в число которых входит случай расторжения РСО договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом в целях предоставления потребителям коммунальной услуги.

Выслушав стороны, проверив наличие у оспариваемого акта нормативных свойств и его соответствие действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Адвокат АП г. Москвы, председатель «Ассоциации адвокатов России за права человека» Мария Архипова указала, что УК обязана осуществлять уход и бремя содержания общего имущества качественно и своевременно, в объеме, оговоренном в договоре с собственниками. Однако, по мнению адвоката, на качество услуг могут оказывать влияние обстоятельства, связанные со своевременной и в полном объеме оплатой собственниками услуг ЖКХ. «Если собственники многоквартирного дома в полном объеме и своевременно оплачивают услуги ЖКХ и не имеют долгов перед УК, то УК обязана выполнять оговоренный объем работ качественно и своевременно. В случае нарушения данного обязательства граждане вправе требовать возврата оплаченных сумм и возмещения убытков при наличии таковых», – считает Мария Архипова. Вместе с тем эксперт отметила, что в случае нарушения собственниками своих обязательств по оплате ЖКХ уже УК имеет право обратиться в суд и применить соответствующие санкции, например ограничивающие поставку коммунальных услуг неплательщикам.

ВС обратил внимание на то, что истцы неоднократно обращались к ответчику с требованием о проведении ремонтных работ общего имущества, перерасчете платы за содержание жилого помещения, и за ними судом было признано право на такой перерасчет исходя из обстоятельств длительного неисполнения управляющей компанией обязательств. Таким образом, Судебная коллегия посчитала вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требования истцов о взыскании штрафа правильным.

Адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина поддержала выводы Верховного Суда. «Управляющие компании довольно часто ищут отговорки, чтобы не возмещать жильцам причитающиеся им денежные средства за ненадлежащим образом оказанные коммунальные услуги и красноречиво выступать в суде», – заметила адвокат.

20 февраля 2022 г. решением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Фокино Приморского края исковые требования граждан были удовлетворены, и с управляющей организации взысканы требуемые денежные средства. Суд первой инстанции исходил из доказанного и подтвержденного факта оказания ответчиком собственникам МКД услуг ненадлежащего качества в спорный период. Апелляция оставила решение без изменений.

Вас может заинтересовать ::  Арест Имущества По Определнию Суда

Заявители представили акты о ненадлежащем содержании общедомового имущества с фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома, подтвержденными обращениями граждан в городскую администрацию, государственную жилищную инспекцию, прокуратуру г. Фокино и Приморского края. Истцы указали, что вносили плату за содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с произведенными ответчиком начислениями.

На первый взгляд этот список кажется исчерпывающим. Однако есть исключение, которое касается новостроек. Согласно ст. 161 ЖК РФ до выбора в новостройке способа управления, застройщик может самостоятельно назначить управляющую организацию и заключить с ней договор управления. Появляется вопрос: как должна работать временная управляющая организация – по общей схеме или по прямым договорам.

С выходом Федерального закона от 03.04.2022 № 59-ФЗ стало ясно, что с переходом на прямые договоры ресурсоснабжающим организациям понадобятся данные для начислений собственникам помещений платы за коммунальные услуги, а управляющим МКД нужны будут показания индивидуальных приборов учёта для начисления КР на СОИ. Соответственно, между УО, РСО и собственниками помещений должен быть налажен обмен информацией.

2. Прямые договоры, которые были признаны исторически сложившимися в соответствии с № 176-ФЗ, при изменении способа управления домом или смене УО действуют после этого только в том случае, если при этом на ОСС было принято решение о сохранении прежнего порядка предоставления коммунальных услуг и расчётов за КУ напрямую с РСО (ч.ч. 17, 18 ст. 12 № 176-ФЗ).

Прописали срок передачи информации – согласно п. 6 ПП РФ № 354 УО должна предоставить информацию не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала прямых договоров. При этом в пп. 3 п. 18 ПП РФ № 124 указано, что УО передаёт информацию не позднее, чем в течение 5 рабочих дней со дня начала действия прямых договоров. Ясности, когда передавать информацию – до начала действия прямых договоров или после – так и не появилось.

На сегодняшний день у управляющих многоквартирными домами и поставщиков коммунальных ресурсов нет чёткого понимания, кто считается исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах. Эксперт призвала разобраться в этом с точки зрения того, между кем заключены договорные отношения.

2. Расходы на оплату коммунальных услуг и содержание общего имущества в муниципальном нежилом помещении, переданном в аренду, подлежат взысканию с собственника независимо от условий договора аренды. Арендодатель впоследствии вправе взыскать убытки с арендатора.

ПРИМЕР 2. Теплоснабжающая организация обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о взыскании задолженности по оплате поставленного в муниципальные жилые помещения коммунального ресурса. Договоры с управляющей компанией отсутствовали.

Суд не возложил на ответчицу обязанность заключить договор, но взыскал с нее расходы на содержание общего имущества. При этом суд сослался на положения статьи 616 ГК. В ней сказано, что арендатор должен содержать переданное ему имущество в надлежащем состоянии (постановление ФАС Московского округа от 06.04.2011 № КГ-А41/2364-11 по делу № А41-20314/10).

Чтобы избежать взыскания задолженности, докажите не только факт заключения договора социального найма, но и факт вселения гражданина в жилое помещение в установленном порядке. Такой порядок предусматривает осмотр жилого помещения нанимателем, передачу помещения по акту приема-передачи, получение нанимателем ключей от помещения. Обязанность передать жилое помещение возлагается на наймодателя (п. 1 ч. 2 ст. 65 ЖК). Если он ее не исполнил, а наниматель не уклонялся от приемки помещения, последний не обязан оплачивать расходы на содержание жилья и коммунальные услуги. Это должен делать наймодатель.

В 2011 году Президиум ВАС указал, что ни Гражданский, ни Жилищный кодекс не содержит норм о возложении обязанности по внесению платы за содержание помещений и коммунальные услуги на арендаторов нежилых помещений, в том числе находящихся в многоквартирных жилых домах. Статья 616 ГК к данным правоотношениям неприменима, поскольку регулирует исключительно договорные отношения между арендатором и арендодателем (постановление Президиума ВАС от 21.05.2013 № 13112/12 по делу № А72-6044/2011). Сегодня суды взыскивают долги за коммунальные услуги в переданных в аренду муниципальных нежилых помещениях с их собственников.

О порядке перехода собственников жилых помещений в МКД на прямые договора с РСО

Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в рамках своей компетенции сообщает следующее. Федеральным законом от 3 апреля 2022 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, в частности Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) был дополнен статьей 157.2 ЖК РФ, в соответствии с которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме в установленных ЖК РФ случаях предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.Таким образом, собственники вправе принять решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.Действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода нескольких собственников многоквартирного дома на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.При заключении прямых договоров между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и ресурсоснабжающей организацией, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 4 марта 2022 г. N 6760-ОГ/06, отвечая на поступившее обращение от 27.02.2022 N 134766 (вх. Минстроя России от 27.02.2022 N 7774-ОГ) по вопросам «Несколько собственников квартир в МКД сочли, что им «удобнее», если услугу ХВС им будет оказывать не управляющая компания, а ресурсоснабжающая организация. Эти собственники обратились в РСО с заявлением о заключении договора о предоставлении лично им коммунальной услуги холодного водоснабжения. РСО подписала эти договоры. Никакого ОСС о переходе собственников помещений в МКД на «прямые договоры» не проводилось, УК не имеет задолженности перед РСО; по мнению РСО, общее собрание нужно только в случае, если на «прямые договоры» хочет перейти весь МКД целиком, а в индивидуальном порядке это можно сделать в любой момент; у РСО нет никаких оснований отказать собственнику в заключении этого договора, если он обратился, поскольку нигде в законодательстве не закреплена принцип «один МКД-один исполнитель коммунальных услуг». Прошу пояснить::- перестала ли УК быть исполнителем коммунальной услуги по ХВС в отношении собственников, которые заключили «прямой договор» с РСО о предоставлении данной коммунальной услуги?- если так, то на каком основании УК может требовать от РСО передачи данных с ИПУ ХВС, установленных в этих квартирах?», разъяснило порядок перехода собственников жилых помещений в МКД на прямые договора с РСО.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Вместе с тем действующая с 30.06.2022 ч. 17 ст. 12 Закона № 176‑ФЗ[6] позволяет утверждать, что законодатель признает существование легитимных договоров между РСО и собственниками помещений в МКД, заключенных до этой даты, причем непосредственное управление домом – лишь один из случаев, когда такие договоры возможны, и он прямо поименован в названной норме. Кстати, напомним, что в силу п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг РСО может выступать в роли исполнителя для потребителей в МКД, способ управления которым не выбран. Одновременно с учетом противоречивой правоприменительной практики, представленной выше, не исключено и существование прямых договоров в рамках способа управления УК (ТСЖ). Если допустить такой подход, выходит, что ч. 17 ст. 12 Закона № 176‑ФЗ фактически узаконила данные договоры. Действительно, порядок взаимодействия в цепочке «собственник помещения в МКД – управляющий домом – РСО» никак не изменился с 30.06.2022, поэтому нет оснований считать, что со вступлением в силу Закона № 176‑ФЗ какие‑либо договоры стали не соответствующими законодательству. Значит, смысл обсуждаемой нормы не может состоять в «блокировании» действия каких‑либо новых правил (они попросту не были введены) в отношении договоров, заключенных до принятия поправок.

Однако продлится это недолго: с 01.04.2022 плата за коммунальные услуги на ОДН будет введена в качестве нового элемента в плату за содержание общего имущества (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ). Исключение – непосредственное управление МКД, при котором плата за коммунальные услуги на ОДН является частью платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ в редакции, действующей с 01.01.2022). Соответственно, в силу ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственники могут вносить РСО лишь плату за коммунальные услуги (то есть только за услуги, предоставленные в помещении), нет оснований распространять схему прямых платежей на составляющие платы за содержание общего имущества.

  • представитель УК принимал участие в приемке общедомового прибора учета, расположенного в МКД, подписывал акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейную схему электроснабжения в отношении указанного дома, в счетах-извещениях, выставляемых потребителям на оплату коммунального ресурса, РСО указывает УК в качестве исполнителя коммунальных услуг (Постановление от 03.09.2022 № Ф04-22583/2022);
  • УК подписала гарантийные обязательства, согласно которым она должна заключить с РСО договоры в установленные сроки (Постановление от 20.07.2022 № Ф04-18454/2022);
  • с УК была взыскана задолженность за коммунальный ресурс в пользу РСО (Постановление от 20.07.2022 № Ф04-19855/2022);
  • после подписания соглашения между УК и РСО о расторжении договора ресурсоснабжения фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети между сторонами не прекратились, РСО продолжает указывать в платежных документах УК в качестве исполнителя, новый договор находится на стадии согласования (постановления от 24.06.2022 № Ф04-20076/2022[4], от 13.05.2022 № Ф04-18864/2022).

Летом 2022 года Верховный суд рассмотрел два дела, поводом для которых стали иски прокуроров из двух различных регионов, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о запрете начислять и взимать с жителей МКД плату за электроэнергию на ОДН. В одном случае прокурор предъявлял претензии РСО (см. Определение ВС РФ от 23.06.2022 № 8‑КГПР15-2), в другом – управляющей организации[3] (см. Определение ВС РФ от 14.07.2022 № 35‑КГ15-1). Налицо противоположная трактовка надзорным органом норм закона о том, кто же вправе предъявлять потребителям плату за коммунальные услуги на ОДН в отсутствие заключенного между УК и РСО договора ресурсоснабжения.

Обратим внимание, что внесение потребителям платы напрямую РСО, а не УК на основании специального решения общего собрания (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) также не свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между УК и РСО (Постановление АС ЦО от 09.07.2022 № Ф10-2191/2022). Более универсальный вывод сформулирован в Постановлении АС ЦО от 20.04.2022 № Ф10-865/2022: в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией и оплаты полученного коммунального ресурса населением непосредственно ресурсоснабжающей организации, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед ресурсоснабжающей организацией.

Adblock
detector