Конституция Беларусь Вмешательство В Частную Жизнь

— о здоровье, семейных и интимных отношениях;
— об обстоятельствах рождения, усыновления, развода;
— о личных привычках и наклонностях;
— личная переписка и корреспонденция, дневниковые, телефонные, телеграфные, видео-, аудио- и другие виды сохранения информации;
— об имущественном положении, источниках доходов;
— о деятельности, содержащей коммерческую тайну;
— об интеллектуальной собственности;
— сведения, разглашение которых создает угрозу личной безопасности граждан, безопасности членов его семьи и имущества;
— об участии граждан в действиях судебно-следственных органов в качестве обвиняемых, подсудимых, свидетелей и так далее, а также об обвинении в злоупотреблениях властью или служебным положением.

Беларусский закон к чувствительной информации чувствителен не очень. Понятие частной жизни в нем крайне размыто и собирается из разных документов, как пазл. Полнее всего о тайне личной жизни написано в старой, 1996 года, бумажке с бесконечным названием «Инструкция о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан. ». Эта инструкция регулирует доступ к документам в архивах, однако дает некоторое представление о том, как очерчены границы privacy каждого беларуса(-ки).

Улыбайтесь, вас снимают! » Объективная реальность: Как защитить частную жизнь от человека с камерой

В Конституции большинства стран гарантируется право на частную жизнь, которое состоит как минимум из права на неприкосновенность жилища и тайну коммуникаций. Еще в декабре 2013 года Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию 68/167 и призвала все государства пересмотреть процедуры, практику и законодательство, касающиеся видеозаписей, перехвата и сбора персональных данных.

– Я не так давно получила водительские права и, честно говоря, иногда немножко «торможу» на сложных участках вроде развязки на Бангалор, – признается минчанка Полина. – Было очень неприятно, когда несколько месяцев назад ролик о том, как я перестраиваюсь в неверный ряд для поворота, попал в соцсети с комментариями пользователя, разместившего видео со своего регистратора: «Ты посмотри, что эта тупая курица делает!». Мой молодой человек, который случайно увидел этот ролик, узнал мою машину по регистрационным номерам, которые отлично видны на записи. Честно говоря, были мысли обратиться в суд: это же вторжение в мою частную жизнь! Но потом передумала: хлопотное дело, а у меня сессия на носу.

В оговоренных Законом случаях, проведение подобных оперативно-розыскных мероприятий допускается на основании мотивированного постановления соответствующего органа и без санкции прокурора, но с обязательным его последующим (в течение 24 часов) письменным уведомлением. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора на проведение такого мероприятия либо прекратить его проведение.

Рассматриваемое право нашло свое закрепление в статье 28 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с ней, «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». Данное конституционное право углубляется и развивается отраслевым законодательством. Граждане и должностные лица, причинившие ущерб интересам человека, незаконно посягнувшие на тайну его личной жизни несут дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность. В частности, статьей 203 УК Республики Беларусь установлена уголовная ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; статьей 255 УК – ответственность за разглашение коммерческой тайны. Уголовный закон содержит и иные составы преступлений, посягающих на личную жизнь.

Статья 179

В соответствии со ст. 28 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь. Ст. 34 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Объективная сторона преступления характеризуется активным поведением, выразившимся в альтернативных действиях: вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия.

Вас может заинтересовать ::  Министерство Юстиции Рф Номер Телефона Горячей Линии

Кроме этого, как указано в справке «О состоянии российской адвокатуры на современной этапе», подготовленной ФПА РФ по запросу Министерства юстиции РФ от 18 апреля 2018 г. № 12-52301/18 о предоставлении информации Министерству иностранных дел РФ для подготовки доклада на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, «Уже не вызывает дискуссии утверждение о том, что судебная власть в России на практике не проявляет свою независимость. Причиной тому является непрозрачная система назначения судей исполнительной властью и ее влияние на процедуру лишения судьи полномочий, широкая практика не предусмотренного законом вмешательства председателей судов и судей вышестоящего звена в рассмотрение дел судьей».

Поскольку интенсивное построение информационных систем в России и развитие IT компаний началось в нулевые годы XXI в., с этого времени право на неприкосновенность частной жизни приобрело особую актуальность. 27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228 был назначен Роскомнадзор. Субъектами (операторами) обработки данных стали коммерческие организации.

Конституция Беларусь Вмешательство В Частную Жизнь

Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимуще­ственные отношения, существующие в семье и другие сведения. Со­держание права на личную и семейную тайну составляют правомочия члена семьи требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по свое­му усмотрению либо с согласия других членов семьи.

В случае наличия данных о частной жизни лица, а также иной ин­формации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, у органов государственной власти и местного самоуправления, их долж­ностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомле­ния с соответствующими документами и материалами, если иное не предусмотрено законом.

В Беларуси все острее проблема по обеспечению прав граждан по защите неприкосновенности их частной жизни, персональных данных. Опасности увеличиваются с углублением развития информационного общества, использованием новых технологий, с ростом киберпреступности, а также со стремлением спецслужб контролировать сферы активной деятельности граждан. Вспомним случаи, когда становились общедоступными данные клиентов мобильных операторов, банков, провайдеров. Единожды опубликованные в сети Интернет персональные данные с большой сложностью поддаются какому-либо контролю. Например, при запросе у социальной сети Facebook всей информации о себе выясняется, что на серверах FB хранятся персональные данные, включая удаленные ранее самим же пользователем фото и сообщения. И хотя имеются конституционные, законодательные нормы, регулирующие в Беларуси право на неприкосновенность частной жизни, на практике они слабо гарантируют защиту данного права. Согласно Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» (ст. 28). Часть вторая ст.34 Конституции предусматривает, что «государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» (ч. 3 ст. 34 Конституции). Однако белорусское законодательство в области защиты персональных данных отличается крайней запутанностью, имеет разрозненный характер. При этом оно не соответствует международным стандартам. Республика Беларусь среди нескольких европейских государств, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных от 28 января 1981 года.

В Беларуси отсутствует комплексный закон, специально регулирующий защиту персональных данных. При этом даже нет четкого определения информации, относящейся к «частной жизни», как и нет единого определения термина «персональные данные«. Это не позволяет с надлежащей точностью установить, какие сведения относятся к информации о частной жизни, персональным данным, и все чаще приводит к непринятию надлежащих мер по их защите. Закон Беларуси «Об информации, информатизации и защите информации» определяет лишь базовые положения, направленные на создание механизма защиты персональных данных. В законе закреплен основной принцип обработки персональных данных – получение согласия физического лица, к которому относятся персональные данные, на любое с ними действие. Последующая передача персональных данных, также как и любые меры по их разглашению, разрешаются только с согласия физического лица. Но в законодательстве не уточняется, каким способом может быть получено такое согласие, в частности, предполагается ли получение согласия в устной либо письменной форме, подразумевается ли согласие при заключении различных видов договоров. Исходя из практики, пункты о согласии на операции персональными данными часто содержатся в тексте договоров на оказание услуг. Но наши граждане им не уделяют должного внимания. Между тем, сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество различных субъектов, включая государственные органы и организации, органы местного самоуправления, негосударственные организации. Четкий же, единый порядок сбора, обработки, распространения, предоставления персональных данных не определен. Как нет в Беларуси и независимого экспертного органа по защите персональных данных. В статье 32 указанного Закона закреплены меры по защите персональных данных от разглашения, действующие с момента предоставления, предусматривающие порядок обезличивания этих данных, вплоть до их уничтожения. Однако их невыполнение может остаться безнаказанным. Ведь в Беларуси в отношении незаконного распространения и использования персональных данных на сегодняшний день нет специальных составов правонарушений. Соответствующие незаконные деяния могут с трудом охватываться общими составами административного и уголовного законодательства (статья 22.6 КоАП, статьи 179, 212, 349, 352 УК Республики Беларусь). Поэтому беларусские правозащитники должны указывать на проблемы законодательного регулирования, способствовать его соответствию международному праву, а также призывать граждан к повышению их внимания к защите своих персональных данных от многочисленных угроз.

Вас может заинтересовать ::  Как Вынести Работнику Выговор За Грубость Директору

Эта подписка приобщается к протоколу судебного заседания. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, членов семей, близких родственников и иных лиц, которых они обоснованно считают близкими, следователь, лицо, производящее дознание, вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель, свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь, лицо, производящее дознание, обязаны вынести постановление, в котором излагаются причины принятого решения о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия, указываются вымышленные данные о личности и приводится образец подписи, которые они будут использовать в протоколах следственных действий с его участием.

Коммерческая тайна- сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны. Что это за требования?

Распространение персональных данных и сведений о частной жизни в СМИ

В белорусском законодательстве определение «тайны частной (личной) жизни» отсутствует, его содержание можно «собрать по кусочкам» из разных правовых документов. Содержательнее всего о тайне личной жизни написано в старой (1996 года) «Инструкции о режиме доступа к документам, содержащим данные, относящиеся к тайне личной жизни граждан». И хотя действие этого документа утратило силу, он дает представление о том, какие сведения о человеке государство относит к тайне его личной жизни, а именно:

Нам, например, как и в других постсоветских странах, довольно часто приходится писать о коррупции среди должностных лиц, несоответствии образа жизни либо имущественного положения публичного лица декларируемым им принципам и реальным доходам; иногда наше внимание — как и коллег в Украине — привлекает поведение окружения известного лица.

Примечательно, что в России вопрос регламентации нематериальных благ был разрешен спустя 12 лет после принятия части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации: в 2006 году в гражданское законодательство было введено понятие охраны изображения гражданина. Так, статьей 152.1 названного нормативного правового акта определен порядок и случаи использования изображения гражданина без согласия заинтересованных лиц, а также описан порядок действий в случае нарушения указанного права.

Вас может заинтересовать ::  Льготы При Регистрации Прав На Недвижимое Имущество

Ограничений на съемку с каждым днем по всему миру становится больше. И это огорчает. В конце мая в ЕС вступил в силу запрет на фотографирование посторонних людей. Но представьте следующую картину. Триумфальная арка в Париже, шумная пешеходная улица Рамбла в Барселоне, площадь Сан-Марко в Венеции. Попробуйте сделать фото так, чтобы в кадр не попал ни один испанец, француз, итальянец. Наверняка на снимке окажутся и туристы, и местные жители. Что же, перед тем как нажать кнопку, нужно обращаться к каждому за разрешением?

Распространение в средствах массовой информации материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино-, видео- и фотосъемки гражданина без его согласия допускается только при принятии мер против возможной идентификации этого человека посторонними лицами. Или при условии, что распространение материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов, за исключением случаев их распространения по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством, поясняет работница прокуратуры.

Ограничения по использованию изображений содержит также Закон «О рекламе», не допускающий использование образов или высказываний граждан без их согласия или согласия их законных представителей (п. 9 ст. 10). Исключение составляет фотосъемка или видеозапись, производимая в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях.

Разглашение данных

Любое государство в процессе выполнения своих функций становится обладателем различных личных данных граждан, так как без них граждане не могут реализовать свои права в большинстве сфер. В настоящее время автоматизация процессов обработки, хранения и поиска личных данных, внедрение персональных идентификаторов, налаживание взаимосвязи между различными информационными ресурсами позволяют за короткий промежуток времени собрать самую разнообразную информацию об интересующем нас субъекте.

Сведения имеют коммерческую ценность в случае, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду. Обязанность не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ, является одной из статутных обязанностей работника, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).

Статья 47. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.

Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.