Защита Прав Граждан На Соцобеспечение В Судах Общей Юрисдикции

Защита прав граждан на социальное обеспечение в практике судов общей юрисдикции Текст научной статьи по специальности; Право

Нормативно-правовой основой обращения граждан в судебные органы являются нормы действующего пенсионного законодательства. Так, в ст. 31 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования возможно как в административ-

Впервые о возможности обращения в суд в связи со спором, связанным с пенсионными правоотношениями, было сказано в первом постсоветском Законе о государственных пенсиях. Статья 129 Закона РФ от 20.11.1990 г № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривала, что споры по вопросам назначения и выплаты пенсии, удержаний из пенсии, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения. Если гражданин (организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор разрешается в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве. При этом, как видно из текста статьи, гражданину предписывалось сначала обжаловать не устраивающее его решение в вышестоящий государственный орган, а затем уже обращаться в суд. В настоящее время обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал гражданин или нет какой-либо иной способ защиты своего права на социальное обеспечение.

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшова Е.А. Судебная защита конституционного права граждан на социальное обеспечение Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2022/11/24519 (дата обращения: 02.03.2022).

Защита нарушенного права может быть осуществлена как посредством обращения в органы государственной власти, так и в судебные органы, в том числе в международные в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты [2, с. 5]. В соответствии с действующим отечественным законодательством допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Защита Прав Граждан На Соцобеспечение В Судах Общей Юрисдикции

С помощью не только Конституционного, но и Верховного Суда РФ суды общей юрисдикции в ходе реализации своих полномочий преодолевают пробелы, коллизии, деформации, ошибки текущего законодательства, осуществляют конкретизацию оценочных понятий в праве социального обеспечения.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 29 апреля 2011 г. № 78- Впр11-3 были отменены решение Смольнинского районного суда Санкт- Петербурга от 24 февраля 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 мая 2010 г.

Защита Прав Граждан На Соцобеспечение В Судах Общей Юрисдикции

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

· до подведомственных Судебному департаменту бюджетополучателей – верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов; органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в отношении судей районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей – доводятся лимиты бюджетных обязательств на выплату судье ежемесячного денежного возмещения в размерах, определённых пунктом 3 статьи 20 Закон а Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

В соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации организуют социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке.

Вас может заинтересовать ::  Билет По Рабочим Дням На Электричку Стоимость 2022

Самозащита права – это какие-либо действия лица, имеющего субъективное право, связанное с защитой этого права от нарушения. Самозащита может применяться при следующих условиях: способ защиты должен соразмеряться нарушению; лицо, осуществляющее защиту собственного права, должно быть бесспорным по отношению к его обладателю; самозащита не должна выходить за пределы необходимых для защиты действий.

Право на социальное обеспечение действенно только в ситуациях, когда обеспечено возможностью защиты этого права. Защиту права можно рассматривать, как государственно-принудительную деятельность, которая направлена на обеспечение реализации юридической обязанности и восстановление нарушенного права.

Монографическим исследованием определено, что право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина, дано определение этого понятия, рассмотрены вопросы защиты права российских граждан в сфере социального обеспечения, исследованы формы и способы такой защиты, определена роль Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции в вопросах защиты права граждан на социальное обеспечение.
Законодательство приведено по состоянию на февраль 2022 г.
В работе проведен анализ судебной практики по некоторым вопросам социального обеспечения: автором затронуты пенсионные споры, вопросы защиты судами прав инвалидов, защита прав лиц на страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, судебной защиты прав граждан на получение социальных услуг, выявлены дефекты российского законодательства в этих сферах, высказаны предложения по их устранению.

Л. А. Ломакина точно подметила, что «именно при разрешении спора выявляется полнота регулирующей нормы права, ее соответствие экономическим отношениям и соотношение с другими правовыми нормами, которые регулируют сходные правоотношения. Норма права должна быть четкой и доступной как для понимания, так и для ее применения, а пробелы законодательства должны быть устранены».

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Положение о комиссии регулирует и некоторые процессуальные вопросы ее деятельности. Так, заседания комиссии проводятся по мере необходимости либо не реже одного раза в два месяца при наличии не менее трех членов комиссии. Время проведения заседания комиссии и круг лиц, подлежащих приглашению на заседание, определяет председатель комиссии. Подготовку материалов к заседанию комиссии осуществляет секретарь. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов право окончательного решения принадлежит председателю комиссии. Заседание комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь комиссии. Заявителю направляется выписка из решения комиссии.

К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Статьей 33 Конституции РФ закреплено одно из фундаментальных начал российского права, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и представляет собой одну из основных гарантий защиты прав человека в сфере социального обеспечения. 6
В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обраще ния, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Распределительный характер общественных отношений в сфере социального обеспечения объективно обусловливает обязанность государства гарантировать их нормальное функционирование. При этом главной универсальной гарантией является экономика страны, основная функция которой как раз и состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей. Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Экономические блага — это результаты созидательной производственной деятельности людей [11, c. 7]. Задача государства — стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономической политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Вас может заинтересовать ::  Как Разделить Имущество После Развода Если Арест

Защита Конституционным Судом РФ права на социальное обеспечение

Как показывают научные исследования [6] в области оспаривания конституционности регламентации вопросов социальной защиты за последние годы субъектами (как индивидуальными, так и коллективными) обращений в суд по вопросам социального обеспечения зачастую выступают: пенсионеры (Постановление КС РФ от 19.11.2022 № 29-П), в том числе получающие пенсию на особых условиях в связи с особенностями правового статуса, например, проходящие службу в органах внутренних дел (Постановление КС РФ от 18.06.2022 № 24-П), ветераны войны и труда (Постановление КС РФ от 06.02.2014 № 2-П), граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате чернобыльской катастрофы (Постановление КС РФ от 08.02.2022 № 7-П), инвалиды (Постановление КС РФ от 26.02.2022 № 10-П); безработные (Постановление КС РФ от 11.10.2022 № 19-П) и др.

Так, например, в 2022 г. в определении Конституционного Суда РФ от 12.11.2022 г. № 2669-О «По жалобе гражданина Лазарева А. С. на нарушение его конституционных прав частями первой, второй и третьей статьи 153 Трудового кодекса РФ» [15] Суд, не обнаружив нарушения Конституции РФ, тем не менее, растолковал смысл оспариваемых положений (указав, что ч. 2 ст. 153 ТК РФ направлена на конкретизацию механизма предоставления соответствующих гарантий, сама по себе не препятствует работодателю использовать в локальном нормативном акте дифференцированный подход при определении порядка повышенной оплаты за работу в выходные дни для разных категорий работников, исходя из объективных различий в условиях и характере их деятельности, при условии соблюдения конституционных предписаний и т. д.).

Особенности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции

Россия определила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В целях обеспечения охраны труда и здоровья граждан, устанавливается гарантированный минимальный размер заработной платы, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственного социального обеспечения: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

Конституционное закрепление права граждан на социальное обеспечение

Это комплексное право, содержание которого представлено правом на получение пенсий, социальных пособий, льгот; правом на социальное обслуживание населения. Это право начинает действовать в определенных случаях: достижение пенсионного возраста, рождение ребенка, инвалидности, потери кормильца и т.д.

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических (и большинства бывших социалистических) стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты… … Юридический словарь

Подсудность споров в сфере социального обеспечения

Суды общей юрисдикции, к которым относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, рассматривают споры в сфере социального обеспечения, одной стороной в которых является гражданин, либо их возникновение обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом в качестве суда первой инстанции споры в сфере социального обеспечения рассматриваются мировыми судьями и районными (городскими) судами, в качестве суда апелляционной инстанции по отношению к решениям мировых судей – районными (городскими) судами, судом субъекта Российской Федерации – в качестве суда апелляционной и кассационной инстанции по отношению к решениям районных (городских) судов. Надзорное производство в настоящее время осуществляется только Верховным Судом Российской Федерации в отношении ограниченной категорий дел, перечисленных в ст. 391.1 Гражданского процессуального кодекса о РР Российской Федерации, при условии, что судебные постановления были предметом апелляционного рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации (надзорное производство в отношении пенсионных споров с внесением изменений в гражданское процессуальное законодательство, таким образом, существенно ограничено)[158].

Вас может заинтересовать ::  Доплаты Лицам Получающим Пенсию По Случаю Потери Кормильца В Московской Области

В отношении подсудности по спорам о социальном обеспечении упоминание имеется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на обращение в суд» (пункт 2)[159]:

В ряде своих решений, касающихся защиты социальных прав граждан, Конституционный Суд РФ не допустил придания обратной силы действию законоположений, поскольку это ухудшало положение граждан и нарушало Конституцию РФ. В качестве примера следует отметить Постановление КС РФ от 17 июня 2013 г. N 13-П, в котором Суд дал оценку конституционности ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». В результате принятия указанного Федерального закона действие измененного нормативного регулирования было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г., таким образом, оно придавало обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации правилам определения базы для начисления этих взносов. В целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, и необходимостью защиты социальных прав граждан, Конституционный Суд РФ установил иной порядок исполнения данного законоположения.
Рассматривая споры о разграничении компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Конституционный Суд РФ определяет и вопросы гарантированного обеспечения тех или иных социальных прав граждан и их отнесения к ведению соответствующих органов власти.
В частности, один из таких споров имел место в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явились положения ст. 153 указанного Федерального закона в части, касающейся определения полномочий органов местного самоуправления по установлению платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и финансового обеспечения реализации права родителей на компенсацию затрат на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Суд отметил, что перераспределение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами не может повлечь снижения достигнутого уровня социальных гарантий, предоставляемых гражданам. Например, если муниципальное образование производит расходы на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, то в случае недостаточности средств местного бюджета данные расходы покрываются за счет средств вышестоящих бюджетов в субсидиарном порядке, в рамках установленной в указанном Федеральном законе обязанности Российской Федерации и ее субъектов оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств по содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Конституционный Суд РФ при этом подчеркнул, что наличие у государства и местного самоуправления социальной функции предопределяет «социальную детерминацию финансовой деятельности» .
———————————
См.: Постановление КС РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П.

Применение конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека отмечается и в практике конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом эффективность судебной защиты социальных прав на данном уровне нередко зависит от состава субъектов, наделенных правом инициировать рассмотрение дела в суде. Представляется, что в первую очередь правом на обращение в конституционные (уставные) суды по таким вопросам должны обладать граждане. Между тем анализ законодательства о конституционных (уставных) судах субъектов РФ показывает, что граждане как носители социальных прав в большинстве субъектов РФ не обладают правом на обращение в конституционные (уставные) суды с запросом о неконституционности того или иного нормативного правового акта субъекта РФ, а в некоторых субъектах РФ — даже с жалобой на нарушение их конституционных прав примененным или подлежащим применению в конкретном деле законом или иным нормативным актом .
———————————
Это касается, например, регламентации в отношении запросов в законодательстве г. Москвы, в соответствии с которым граждане вообще не являются субъектами права на обращение в Уставной суд города. Более демократическим в этом отношении, на наш взгляд, представляется регулирование данного вопроса в законодательстве Свердловской области, в котором такое право предоставлено и гражданам Российской Федерации, и иностранным гражданам, и лицам без гражданства, чьи права нарушаются правовыми актами, примененными или подлежащими применению в конкретном деле.

Adblock
detector