120 Р В Мордовии На Ребенка Это Что

120 Р В Мордовии На Ребенка Это Что

б) лист дерева — зеленый лист березы или липы прикладывали к губам, поддерживая двумя пальцами. В качестве одиночного инструмента он исполь­зуется для имитации птичьих голосов, а в ансамбле с другими инструмента­ми — для сопровождения танцев или плясовых наигрышей.

Инструментальные плясовые наигрыши у мордвы подразделяются на наи­грыши, композиционно состоящие из двух контрастных по характеру частей — медленного вступления (ушоткс -«начале») и быстрой основной части (кштима — «пляска», «танец»), и мелодии по характеру частей нечленимые, состоящие из одной пляски или целого танцевального действия без вступления.

Не менее достоверным, хотя и закодированным источником информации, может быть устное поэтическое творчество мордовского народа, в котором явления инструментальной музыкальной культуры даны в контексте быта, веками сформировавшегося уклада жизни, в контексте этнических традиций, истории, психического склада, всего особо индивидуального комплекса представлений о прекрасном, в контексте этнической системы символов добра и зла, любви и ненависти и т.д.

Баягинеть (встряхиваемый идиофон) — металлические колокольчики, нанизанные на шнур или свободно висящие на раме. По археологическим и этнографическим данным, известны следующие виды колокольчиков: кованые усечённо-коничные железные с полусферическим язычком, сильным звоном и богатой гаммой частичных тонов; полусферические из цветных металлов с шаровидным язычком, звоном высокого регистра; цилиндрические с низким звуком; продолговатой формы с неопределенным тембром. Инструменты применялись в ритуальных танцах, образуя своеобразную тембро-динамическую полифонию.

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающихся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома –М., чавома — Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат — М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят — М, баягинеть — Э), варган — М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка — М, кайга — Э), флейты (вяшкома — М, вешкема — Э); волынка (фам, уфам — М, пувама — Э), труба (дорама, торама — М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка (I, № 1).

Мордовские инструменты

Баяга — массивная деревянная доска из дуба, берёзы с закругленными углами длиной около 150 см, шириной 40-50 см, толщиной 12-15 см. Её подвешивали на воротца, устанавливаемые посреди села на пригорке, и били по ней дубовой палкой, деревянным молотом или пестом, оповещая жителей о важных событиях.

Кальцяемат — 3, 5, реже 6 деревянных пластин из ясеня неодинаковой длины, скрепленные лыком или ремешком из кожи. При ударах по пластинам деревянными молоточками или ложками они издавали разные по высоте звуки. По тембру инструмент напоминал ксилофон.
Чавома — гладко выстроганная и пропитанная составом из сосновой смолы (живицы) и конопляного масла берёзовая или еловая резонированная доска, по которой ударяли деревянными молоточками или ложками. К краю доски крепились концы ремня (иногда для прочности доска охватывалась ремнём), за который её вешали либо на шею чуть ниже груди, либо на согнутую в локте руку или плечо исполнителя — чавиця («бьющий»).

Соударяемый идиофон — гладко выстроганная кленовая дощечка длиной 170-200 мм, шириной 50-70 мм, толщиной около 10 мм с ручкой длиной 100-120 мм, диаметром 20-30 мм. По обе стороны ручки при помощи полосок из сыромятной кожи прикреплялись 2 небольшие кленовые пластины.
Ударяемый идиофон — 4-гранная коробочка из цельного дерева (липа, клён, берёза) в среднем длиной 170-200 мм, шириной 100-120 мм с ручкой внизу длиной 100-150 мм. На суровую просмоленную верёвочку, прикреплен сверху за ремешок из кожи, снаружи подвешивался кусочек дубового сучка, свинца или железная гайка.
Ударяемый идиофон — полая, открытая с одного конца цилиндрическая или 4-, 6-, 8-гранная коробочка из цельного дерева с ручкой (размеры как у 2-го вида). В отличие от 2-го вида кусочек из дерева или железа подвешивался внутри коробочки.
Скребковый идиофон — гладко выстроган брус из клёна цилиндрической формы длиной 100-150 мм, шириной 70-80 мм с ручкой внизу и вырезам по краям цилиндра зубьями. Сверху к цилиндру и ручке прикреплялась деревянная прямоугольная рамка длиной 250-300 мм, шириной 100-150 мм или позднее — металлическая скоба несколько меньших размеров, в середине которой туго укреплялась гибкая деревянная пластина-вибратор (кель). Для того чтобы она лучше держалась и пружинила, в середине рамки приделывалась поперечная палочка, а в скобе — металлический стержень. При вращении рамки или скобы вокруг бруса (для чего исполнитель делал круговые движения над головой) пластина перескакивала с одного зуба на другой, издавая при этом сильные щелчки, при быстром темпе переходящие в треск.

Благодаря разработке научно-обоснованной методики собирания, классификации и каталогизации инструментальной музыки в работах К.В. Квитки и И.В. Мациевского стало возможно появление фундаментального исследования по этноинструментоведению мордвы Н.И. Бояркина (Бояркин, 1995). Интересы ученого охватывают широкий спектр проблем, связанных с бытованием инструментальной музыки, ее жанрами, формами и стилистикой.

Танцевальному творчеству мордовского народа присуще развитые кол­лективные и одиночные (сольные) исполнительские традиции. По-своему жанру традиционные танцы подразделяются на хороводные, свадебные, пля­совые, необрядовые и заимствованные у русских или соседних народов.

Население мордовии и проживающие национальности

  • Развитие механизмов социальной поддержки незащищенных слоев граждан.
  • Модернизация обслуживания жителей республики.
  • Совершенствование механизмов поддержки семей и детей.
  • Повышение эффективности оказания помощи государственными органами социально-ориентированным некоммерческим организациям.
  • Разработка программ отдыха и оздоровления детей.

Интересна динамика численности населения на территории современной Мордовии (табл. 1). Изменение численности населения происходило вследствие его естественного движения, или воспроизводства (т. е. обусловлено соотношением рождаемости и смертности), и механического движения, или миграции. На заре человеческого общества численность населения из-за высокой смертности росла крайне медленно, с переходом от собирательства и охоты к примитивному земледелию и скотоводству — несколько быстрее. Резко возросли темпы его прироста в конце XIX — начале XX в., что связано с изменением соотношения рождаемости и смертности. Среднегодовой естественный прирост мордвы в 1897 г. составил 1,4 %.

Среди прибывших в республику из других регионов России в 2010 году высшее и незаконченное высшее профессиональное образование имели 703 мигранта (или 28,7%), среднее профессиональное — 770 (31,4%) и среднее общее (полное) образование — 672 (27,4%). А в числе выбывших высшее и незаконченное высшее профессиональное образование имели 1 742 человека (или 33,2%), среднее профессиональное — 1 343 (или 25,6%) и 1496 человек (28,5%) имели среднее общее образование.

Снижение рождаемости — следствие многих экономических, социальных и политических причин, малодетность же — сознательный выбор, сделанный многими в республике. Низкой рождаемости сопутствуют непрочность брака, рост доли внебрачных детей, высокая смертность от «болезней цивилизации». Возникают демографические проблемы, прежде всего постарение населения и сокращение его численности.

Характеристика основных типов воспроизводства населения. Архетип воспроизводства населения в период первой демографической революции. Традиционный тип воспроизводства населения и его историческая ограниченность. Современный тип воспроизводства населения.

Автореферат и диссертация по педагогике для написания научной статьи или работы на тему: Становление и развитие региональной системы общего среднего образования в Мордовии в 20 — 80-е годы XX века

Диссертация выполнена в рамках межвузовской научно-исследовательской лаборатории «Образование в Мордовском крае с древнейших времен до наших дней» (руководитель профессор Е.Г. Осовский). Тема входит в План важнейших исследований Поволжского отделения РАО, получила гранты РГНФ (проект № 00-06-00012Д/В), МО РФ и Правительства Республики Мордовия по программе «Федеральпо-региональная политика в науке и образовании» по Под-

Разработка и издание учебной литературы на мордовских языках во многом предопределили характер последующих учебников: в них была разработана система упражнений, заданий с учетом возрастных особенностей детей; материал излагался живым, доступным языком. Соблюдались дидактические принципы преемственности, последовательности, доступности. Одновременно по одному и тому же предмету действовали различные (вариативные) учебники. Однако в связи с тем, что содержание образования стало базироваться на принципах классовости и партийности, увеличивался объем материала политического, апологетического, характера, часто недоступного для восприятия ученика мордовской школы, и в особенности сельской. Социологизация, политизация осуществлялись за счет вытеснения из учебников «ростков» этнокультурной самобытности, фольклорного и краеведческого материала и т.д. После 1930-х гг. многоцветие и разнообразие литературы были заменены унифицированным (стабильным) учебником, причем не всегда самым лучшим, поскольку многие педагоги и авторы были репрессированы, а их идеи и книги изъяты из обращения. При вынужденном переиздании отдельных учебников имена авторов просто не назывались.

Большое значение и интерес для количественных оценок эффективности решения проблем региональной системы общего среднего образования представляют статистические материалы, показанные в различных сборниках. Однако они составлены так, что главным образом апологетически демонстрируют широту охвата образованием населения в Мордовии, расширение подготовки специалистов различных отраслей, в том числе и учителей. Как правило, материалы приводятся примерно по одной и той же схеме, меняется лишь нарастающий итог от одного отчетного периода к другому — от пятилетки к пятилетке. Совершенно очевидно, что при подобном преподнесении материала не берется во внимание то, что на разных этапах школьного строительства решались прежде всего задачи, определяемые партийно-государственными постановлениями, т.е. объективного представления о ходе решения данных задач официальная статистика не дает.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и сформулированные автором выводы, являются научно-обоснованными рекомендациями для формирования национальной образовательной политики в многонациональных российских регионах, для разработки концепций этнической школы и национально-регионального компонента современного образования, для возрождения национальной школы, построенной с учетом специфики культурно-историчебких традиций, этносоциальных процессов развития народов Поволжья и Мордовии. Научно-теоретические результаты исследования и его выводы вносят вклад в изучение истории школы и образования мордовского этноса и используются в разработанном спецкурсе «Образование и педагогическая мысль в Мордовском крае с древнейших времен и до наших дней» для подготовки будущих учителей, а также в системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Выводы диссертации использовались при разработке региональных и муниципальных концепций развития системы образования, ряда образовательных программ. Исследование проблемы способствует более адекватному и целостному пониманию сегодняшней непростой ситуации в российском и региональном образовании и тем самым содействует поиску путей его модернизации.

Главным достижением исследуемого периода в регионе явилось завершение перехода к осуществлению всеобщего среднего образования в 1970-е гг. Однако его последствиями стало снижение общего уровня образования и культуры учащихся, т.к. всеобщий охват привел к необходимости упрощения программ; формализм и неразработанность критериев профессиональной ориентации не позволили раскрыть. способности и желания детей и подростков. Не случайно после окончания школы лишь небольшой процент выпускников устраивался на работу по специальности, полученной в школе; среднее образование, полученное в ПТУ, как правило, лишь формально соответствовало школьной подготовке. Выпускники училищ практически не могли конкурировать с выпускниками школ на вступительных экзаменах в вузах, а на производстве эти знания: оказывались невостребованными. Утилитарный характер образования отрицательно отражался на нравственном воспитании учащихся. Уровень образования, получаемый в системе вечернего и заочного обучения, также не соответствовал требованиям времени, запросам различных сфер производства.

Объем бюджетных вливаний по программе составляет 37 триллионов рублей. Однако финансирование уточняется каждый год. Улучшение уровня и качества жизни является приоритетным направлением развития Республики Мордовия. Это планируется сделать за счет развития инфраструктуры. В республике запланировано строительство и модернизация множества образовательных учреждений и объектов здравоохранения.

Вас может заинтересовать ::  Замена Водительского Удостоверения В Пмр

С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым.
Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?
Пьер отрицательно покачал головой и пошел дальше. В другом переулке на него крикнул часовой, стоявший у зеленого ящика, и Пьер только на повторенный грозный крик и звук ружья, взятого часовым на руку, понял, что он должен был обойти другой стороной улицы. Он ничего не слышал и не видел вокруг себя. Он, как что то страшное и чуждое ему, с поспешностью и ужасом нес в себе свое намерение, боясь – наученный опытом прошлой ночи – как нибудь растерять его. Но Пьеру не суждено было донести в целости свое настроение до того места, куда он направлялся. Кроме того, ежели бы даже он и не был ничем задержан на пути, намерение его не могло быть исполнено уже потому, что Наполеон тому назад более четырех часов проехал из Дорогомиловского предместья через Арбат в Кремль и теперь в самом мрачном расположении духа сидел в царском кабинете кремлевского дворца и отдавал подробные, обстоятельные приказания о мерах, которые немедленно должны были бытт, приняты для тушения пожара, предупреждения мародерства и успокоения жителей. Но Пьер не знал этого; он, весь поглощенный предстоящим, мучился, как мучаются люди, упрямо предпринявшие дело невозможное – не по трудностям, но по несвойственности дела с своей природой; он мучился страхом того, что он ослабеет в решительную минуту и, вследствие того, потеряет уважение к себе.
Он хотя ничего не видел и не слышал вокруг себя, но инстинктом соображал дорогу и не ошибался переулками, выводившими его на Поварскую.
По мере того как Пьер приближался к Поварской, дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языка из за крыш домов. Больше народу встречалось на улицах, и народ этот был тревожнее. Но Пьер, хотя и чувствовал, что что то такое необыкновенное творилось вокруг него, не отдавал себе отчета о том, что он подходил к пожару. Проходя по тропинке, шедшей по большому незастроенному месту, примыкавшему одной стороной к Поварской, другой к садам дома князя Грузинского, Пьер вдруг услыхал подле самого себя отчаянный плач женщины. Он остановился, как бы пробудившись от сна, и поднял голову.
В стороне от тропинки, на засохшей пыльной траве, были свалены кучей домашние пожитки: перины, самовар, образа и сундуки. На земле подле сундуков сидела немолодая худая женщина, с длинными высунувшимися верхними зубами, одетая в черный салоп и чепчик. Женщина эта, качаясь и приговаривая что то, надрываясь плакала. Две девочки, от десяти до двенадцати лет, одетые в грязные коротенькие платьица и салопчики, с выражением недоумения на бледных, испуганных лицах, смотрели на мать. Меньшой мальчик, лет семи, в чуйке и в чужом огромном картузе, плакал на руках старухи няньки. Босоногая грязная девка сидела на сундуке и, распустив белесую косу, обдергивала опаленные волосы, принюхиваясь к ним. Муж, невысокий сутуловатый человек в вицмундире, с колесообразными бакенбардочками и гладкими височками, видневшимися из под прямо надетого картуза, с неподвижным лицом раздвигал сундуки, поставленные один на другом, и вытаскивал из под них какие то одеяния.
Женщина почти бросилась к ногам Пьера, когда она увидала его.
– Батюшки родимые, христиане православные, спасите, помогите, голубчик. кто нибудь помогите, – выговаривала она сквозь рыдания. – Девочку. Дочь. Дочь мою меньшую оставили. Сгорела! О о оо! для того я тебя леле… О о оо!
– Полно, Марья Николаевна, – тихим голосом обратился муж к жене, очевидно, для того только, чтобы оправдаться пред посторонним человеком. – Должно, сестрица унесла, а то больше где же быть? – прибавил он.
– Истукан! Злодей! – злобно закричала женщина, вдруг прекратив плач. – Сердца в тебе нет, свое детище не жалеешь. Другой бы из огня достал. А это истукан, а не человек, не отец. Вы благородный человек, – скороговоркой, всхлипывая, обратилась женщина к Пьеру. – Загорелось рядом, – бросило к нам. Девка закричала: горит! Бросились собирать. В чем были, в том и выскочили… Вот что захватили… Божье благословенье да приданую постель, а то все пропало. Хвать детей, Катечки нет. О, господи! О о о! – и опять она зарыдала. – Дитятко мое милое, сгорело! сгорело!
– Да где, где же она осталась? – сказал Пьер. По выражению оживившегося лица его женщина поняла, что этот человек мог помочь ей.
– Батюшка! Отец! – закричала она, хватая его за ноги. – Благодетель, хоть сердце мое успокой… Аниска, иди, мерзкая, проводи, – крикнула она на девку, сердито раскрывая рот и этим движением еще больше выказывая свои длинные зубы.
– Проводи, проводи, я… я… сделаю я, – запыхавшимся голосом поспешно сказал Пьер.
Грязная девка вышла из за сундука, прибрала косу и, вздохнув, пошла тупыми босыми ногами вперед по тропинке. Пьер как бы вдруг очнулся к жизни после тяжелого обморока. Он выше поднял голову, глаза его засветились блеском жизни, и он быстрыми шагами пошел за девкой, обогнал ее и вышел на Поварскую. Вся улица была застлана тучей черного дыма. Языки пламени кое где вырывались из этой тучи. Народ большой толпой теснился перед пожаром. В середине улицы стоял французский генерал и говорил что то окружавшим его. Пьер, сопутствуемый девкой, подошел было к тому месту, где стоял генерал; но французские солдаты остановили его.
– On ne passe pas, [Тут не проходят,] – крикнул ему голос.
– Сюда, дяденька! – проговорила девка. – Мы переулком, через Никулиных пройдем.

Нужно отметить несколько любопытных нюансов. В общей численности населения в 2010 году в нашей республике на долю мордвы приходилось 39,9%, русских — 53,2%, татар – 5,2% (в 2002 году, соответственно – 31,9%; 60,8%; 5,2%). За межпереписной период численность мордвы в республике увеличилась (!) на 49,3 тыс. человек, что следует считать положительным моментом. Это объясняется не столько демографическим прорывом, сколько количеством этнической мордвы, которая решила вернуться к своим истокам. К сожалению, прежде не редкостью были такие факты, когда мордва записывались русскими, и при смешанных браках перевес происходил в сторону другой национальности. В целом по России численность мордовского населения составила 744,2 тыс. человек. Среди народов России мордва в настоящее время находится на девятом месте и на первом среди родственных финно-угорских народов. Меньше численность и у удмуртов, и у марийцев, и у других народностей. Удельный вес мордовского населения в общей численности населения России в 2010 году составил 0,54%.

В национальном составе преобладают русские. Их доля, согласно переписи 2002 года, составляет 61 % от общей численности жителей. Это в два раза больше, чем число мордвы. Представителями этой этнической группы является только 31,9 % населения. Доля татар составляет 5,2 %, украинцев — 0,5 %, белорусов — 0,1 %. Население Мордовии также представлено армянами, чувашами, азербайджанцами, цыганами, узбеками, грузинами, немцами, таджиками, молдаванами, марийцами, башкирами, удмуртами, казахами, чеченцами, осетинами и поляками.

Дорама — сигнальный инструмент.
По технологии изготовления выделяются 2 вида. Первый изготавливался из ветви берёзы или клёна длиной от 800 до 1 000 мм, которая раскалывалась продольно и из каждой половины выдалбливалась сердцевина. Затем обе половины прикладывались и обматывались берестой. При этом одну сторону трубки делали шире, другую уже. Второй вид представлял собой кольца липовой коры, вставленные друг в друга и заклеенные столярным клеем в форме расширяющейся трубки. Для исключения зазоров швы трубки обливались варом. Длина инструмента колебалась от 500 до 800 мм. С узкой стороны делали небольшое чашеобразное углубление или в более поздних вариантах — изредка вставляли металлический мундштук. Оба вида не имели голосовых отверстий. На них извлекались звуки обертонного ряда.

Вас может заинтересовать ::  Можно Ли Вернуть Налоговый Вычет За Покупку Квартиры Если Увольнении

Баягинеть (встряхиваемый идиофон) — металлические колокольчики, нанизанные на шнур или свободно висящие на раме. По археологическим и этнографическим данным, известны следующие виды колокольчиков: кованые усечённо-коничные железные с полусферическим язычком, сильным звоном и богатой гаммой частичных тонов; полусферические из цветных металлов с шаровидным язычком, звоном высокого регистра; цилиндрические с низким звуком; продолговатой формы с неопределенным тембром. Инструменты применялись в ритуальных танцах, образуя своеобразную тембро-динамическую полифонию.

Соударяемый идиофон — гладко выстроганная кленовая дощечка длиной 170-200 мм, шириной 50-70 мм, толщиной около 10 мм с ручкой длиной 100-120 мм, диаметром 20-30 мм. По обе стороны ручки при помощи полосок из сыромятной кожи прикреплялись 2 небольшие кленовые пластины.
Ударяемый идиофон — 4-гранная коробочка из цельного дерева (липа, клён, берёза) в среднем длиной 170-200 мм, шириной 100-120 мм с ручкой внизу длиной 100-150 мм. На суровую просмоленную верёвочку, прикреплен сверху за ремешок из кожи, снаружи подвешивался кусочек дубового сучка, свинца или железная гайка.
Ударяемый идиофон — полая, открытая с одного конца цилиндрическая или 4-, 6-, 8-гранная коробочка из цельного дерева с ручкой (размеры как у 2-го вида). В отличие от 2-го вида кусочек из дерева или железа подвешивался внутри коробочки.
Скребковый идиофон — гладко выстроган брус из клёна цилиндрической формы длиной 100-150 мм, шириной 70-80 мм с ручкой внизу и вырезам по краям цилиндра зубьями. Сверху к цилиндру и ручке прикреплялась деревянная прямоугольная рамка длиной 250-300 мм, шириной 100-150 мм или позднее — металлическая скоба несколько меньших размеров, в середине которой туго укреплялась гибкая деревянная пластина-вибратор (кель). Для того чтобы она лучше держалась и пружинила, в середине рамки приделывалась поперечная палочка, а в скобе — металлический стержень. При вращении рамки или скобы вокруг бруса (для чего исполнитель делал круговые движения над головой) пластина перескакивала с одного зуба на другой, издавая при этом сильные щелчки, при быстром темпе переходящие в треск.

Бывают ударные музыкальные инструменты , звук происходит от удара по инструменту , как например барабан, духовые- звучат, когда в них дуют, это дудочка, свирель, труба; струнные- состоят из струн, по которым играют смычками или щипают пальцами. (показы картинок) . Среди музыкальных инструментов мордвы , наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома — Э., деревянный ксилофон (кальхциямат — М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят — М, баягинеть — Э, варган — М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка — М, кайга — Э, флейты (вяшкома — М, вешкема — Э) ; волынка (фам, уфам — М, пувама — Э, труба (дорама, торама — М) . Иногда упоминаются и заимствованные инструменты , например, гармошка.

Кайга — лютня (скрипка), имеющая общую длину 615 мм, длина резонаторной коробки — 370 мм, ширина у нижнего конца — 180 мм, верхнего — 155 мм. На верхних и нижних досках инструмента находились 3 отверстия треугольной или круглой формы. Инструмент имел 3 струны из конских волос, смычок без механизма натяжки волоса. Для него был характерен квинтовый или квинто-октавный строй. Детские инструменты составляли 2/3 величины обычной кайги.

Аэрофоны
— самый многочисленный класс эрзянских инструментов.
Сезонные изготавливались преимущественно летом из стеблей растений, листьев деревьев (лопа, килей цёков, сандеень морама, олгонь морама, зундерь и др.).

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (6-7 лет) на тему «Наша Родина-Мордовия»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину.

Предварительная работа: чтение русских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Мордовии, частушек, татарских и мордовских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в мини-музей д/с. Знакомство с гербом, флагом Мордовии, России, Лямбиря. Разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Мордовии. Слушание народной мордовской, русской, татарской музыки.

«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи. Мордва — эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает фотографии людей в национальной одежде) .

    Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – для девушки. Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют) А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.

    Очень много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют.

120 Р В Мордовии На Ребенка Это Что

67% россиян слышали о молодежной общероссийской общественной организации;
52% информированных о ней — это студенты;
29% — школьники;
81% опрошенных считают, что существование РСО способствует формированию патриотизма у ее участников;
70% хотели бы стать ее участниками;

Мы решили загуглить твое имя и посмотреть, что будет в выдаче. Не беря в расчет твои страницы в соцсетях, Алексей Нагин — это руководитель РСО (российских студенческих отрядов) в Мордовии, предприниматель, председатель и член общественной молодежной палаты в РМ и активный донор. Но чаще всего ты просишь, чтобы тебя представляли как руководителя (командира) РСО в Мордовии. Почему?
Просто наиболее активную деятельность я веду в студотрядах, поэтому в обществе, в молодежной среде, я известен скорее, как руководитель студенческих отрядов Мордовии.

Мы не ВЦИОМ, поэтому по поводу праздника взяли интервью у руководителя студотрядов в Мордовии Алексея Нагина. Поговорили о местной молодежи, молодежной политике в республике, поражении в конкурсе «Лидеры России» и нужности движения РСО в современном мире.

Вожатый, старший вожатый, методист — после этих ступенек, мы с друзьями начали заниматься трудоустройством студентов, готовить педотряды, организовывать школы вожатого. Теперь одно из направлений нашей коммерческой деятельности связано с кадровым обеспечением детских лагерей и гостиничных комплексов. Так получилось, что занимаясь предпринимательством на протяжении пяти лет и уже будучи относительно сформировавшимся человеком в 28 лет я снова решил более активно заняться общественной деятельностью.

И все же, можешь выстроить реальную иерархию твоих направлений работы, грубо говоря, от более важного к менее?
На первое место я все-таки ставлю себя, как соучредителя группы компаний «Ингениум». Это наше партнерское сообщество, которое мы создали с друзьями еще задолго до РСО. То, что напрямую способствовало моему становлению, как Алексея Нагина.
Все остальные виды деятельности, которыми я сейчас занимаюсь, вышли эволюционным путем из той, которую мы начинали с друзьями 15 лет назад, будучи студентами.
А уже в 2022 году я возглавил студенческие отряды РМ, после того как их возродила в республике за несколько лет до этого Виктория Пирнак.

Связующее слово Логическая связь и, тоже, также, к тому же, кроме того, сверх дополнение к предыдущей идее того в результате, потому что, с тех пор, вследствие объяснение предыдущей идеи но, даже, напротив, вопреки, все-таки, однако, изменение предыдущей идеи несмотря на, тем не менее, с другой стороны соответственно, поэтому, по этой причине, краткое изложение сказанного раследовательно, итак, так как, таким образом нее или заключение

VIII. Подготовьте всё, что необходимо для проведения урока и активных методов (раздаточные и демонстрационные материалы, листы белой и цветной бумаги, запасные ручки и карандаши, мячик, пластилин, клей, скотч, старые журналы, ножницы, акварельные краски, маркеры и т. д.).

Педагогические условия формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников. Методические приемы, средства и организационные формы формирования контрольно-оценочной деятельности детей младшего школьного возраста. Критериальное самооценивание. Место самооценивания в структуре урока.

При подборе содержания для кейсов учителю рекомендуется адаптировать материал для младших школьников, что будет способствовать более эффективному восприятию информации. Для этого нужно: 1) предлагать только понятные слова; 2) использовать больше простых слов; 3) составлять простые предложения; 4) формировать четкие параграфы.

Ориентация учебного процесса на системно-деятельностный подход к образованию на каждом своем этапе (от планирования курса, отдельного его раздела или темы до этапа итогового контроля), на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности и на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.

Так бывает — не все имеет описание. Для карты важны название и координаты . Места на нашей карте создаются и наполняются обычными людьми. Вы и сами можете изменить или дополнить информацию на этой странице. Этим поможете людям лучше узнать о мире вокруг.

Детский сад №50 в Рузаевке — описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Мордовии (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Обучение дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия (стр

Самыми важными при обучении мордовскому языку являются первые занятия с детьми, когда воспитатель создает эмоциональный настрой у детей, прививает интерес к изучению языка. Практическое овладение элементарной мордовской речью требует, прежде всего, накопления определенного словарного запаса. Работу надо начинать с активного усвоения слов и фразовых конструкций мокшанской (эрзянской) устной речи в игровых и учебных ситуациях по темам: «Мы знакомимся», «Игрушки», «Моя семья», «Овощи и фрукты» и др. Эти темы помогут воспитателю плавно ввести детей в словесный мир элементарного мокшанского или эрзянского языка, отражающий предметы и явления окружающего мира ребенка в ДОУ и дома. Тем более, что многие слова русского языка без изменений перешли в мордовский язык (машина, телевизор, кукла, шарик и т. д.).

При этом у ребёнка загибаются в кулачок пальчики, а на последних словах щекочется ладошка. Вводятся слова-обращения: «тядя – тядяй», «аля – аляй», «ака – акай», обращается внимание на окончание слов, проигрываются игры и разучиваются ситуации с употреблением обращений: « Базар», «Ключи», «Платки».

Воспитатель так же знакомит детей с частями тела: — «Тя кядь. (Показывает у куклы руку). Тя курга». (Показывает рот). Дети хором повторяют за воспитателем. По теме «Пища и посуда» активизируются слова-обращения «тядяй», «аляй», «бабай», «атяй», «акай» и предложения типа «Аляй, дай кши» («Папа, дай хлеб»), «На тейть куцю» («На тебе ложку») и т. д. Для этого организуются сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации «К нам пришли в гости», «Обед», «Кормление кукол».

На первых занятиях воспитатель, показывая предмет или его изображение, не должен произносить его с указательным местоимением «тя», т. к. дети могут подумать, что название куклы не «няка», а «тяняка». После многократного употребления этого слова можно говорить «тя няка», подчеркивая каждый раз, что «тя» — «это».

При знакомстве детей с мордовскими названиями домашних и диких животных, птиц, воспитатель организует различные игровые ситуации и разучивает игры. (Например, игру «Собачки и зайчики», «Зоопарк» и др.). Для закрепления названий диких животных на мордовском языке сначала разучиваются и инсценируются сказки «Репка», «Колобок» на русском языке. После того, как дети усвоили содержание этих сказок на русском языке, воспитатель предлагает назвать героев этих сказок на мордовском языке. Например, воспитатель задает детям вопросы о сказке «Колобок»:

Вас может заинтересовать ::  Срочный договор и налоги 2022

Население мордовии на год составляет численность

Сокращение населения наметилось в большинстве регионов России, в том числе и в Мордовии. Теперь здесь проживают, согласно переписи, 834,8 тыс. человек, из них: 333,1 тыс. – мордва, 443,7 тыс. – русские, 43,4 тыс. – татары и представители других 119 (!) национальностей. Стоит отметить, что сокращение количества жителей было зафиксировано в 63 из 83 регионов страны. Оно объясняется естественной убылью, т.е. превышением умерших над количеством родившихся. В Мордовии такая убыль, по сравнению с предыдущей переписью, составляет 54 тыс. человек.

В последние два десятилетия характерным для нашей страны является значительное превышение численности женщин над численностью мужчин. Такое соотношение объясняется высокой преждевременной «мужской» смертностью. В Республике Мордовия переписью было учтено 383663 мужчины и 451092 женщины, т.е. число женщин превышает число мужчин на 67429 человек. Гендерное соотношение за межпереписной период в республике не изменилось, как и в 2002 году, мужчины составляют 46,0% в общей численности населения, а женщины — 54,0%. На 1000 мужчин в 2010 году приходилось 1176 женщин, в 2002 г. – 1175.

Городские округа : Саранск
Районы : Ардатовский | Атюрьевский | Атяшевский | Большеберезниковский | Большеигнатовский | Дубёнский | Ельниковский | Зубово-Полянский | Инсарский | Ичалковский | Кадошкинский | Ковылкинский | Кочкуровский | Краснослободский | Лямбирский | Рузаевский | Ромодановский | Старошайговский | Темниковский | Теньгушевский | Торбеевский | Чамзинский

С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым.
Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Прошло меньше года с того момента, как мы публиковали предварительные данные по итогам переписи населения-2010. Все приведенные тогда цифры были итогом неокончательного подсчета результатов переписи. На той основе должен был осуществиться расчет оценки населения страны и регионов по состоянию на 1 января 2011 года, который использовался при формировании межбюджетных отношений. Теперь, когда соответствующими органами обработаны все данные, поступившие во время переписи, можно поговорить и об окончательных результатах переписи: по России в целом и по Мордовии в частности.

Когда ребенку исполняется три года, его отправляют в детский дом. Иногда делают поблажку: оставляют еще на полгода, если мама должна выйти в течение этого времени. По закону существует некая возможность встречаться с ребенком в детском доме, но в реальности его администрация не хочет брать на себя обузу возить ребенка к маме, а у нее, соответственно, тоже нет такой возможности. Поэтому дети остаются одни именно в том возрасте, когда им так нужна мама.

Беременную женщину в Дании сажают только за очень серьезное преступление. Власти предпочитают денежные штрафы. Если женщина все же оказалась в тюрьме, то рожает она все равно в гражданской клинике, находясь там столько, сколько нужно. Только через восемь месяцев женщина идет работать, а ребенок, если его не забрали родственники, находится в детском саду. Утром приезжает такси, забирает малыша и отвозит в обычный муниципальный детский сад, вечером привозит обратно к маме. Меня потрясло такое простое решение этой проблемы. Дети нормально развиваются, социализируются, несмотря на то что мама в тюрьме.

Невозможно делать всю работу из Москвы. Хабаровск находится вообще на другом конце мира. То же самое касается Барнаула, Красноярска. Они все очень далеко. Поэтому сейчас мы ездим с премьерными показами фильма «Анатомия любви» (документальный фильм о заключенной матери режиссера Натальи Кадыровой, – прим. редакции). Я выбрала его из множества фильмов, поскольку увидела, что режиссер понимает, о чем она говорит и понимает проблему. Идея фильма очень проста. Нельзя лишать ребенка возможности быть рядом с матерью. Не надо думать ни о чем, кроме него, в этот период. И даже если ради этого его нужно поселить с кому-то кажущейся плохой мамой, то это того стоит. Поскольку человек – мама меняется на глазах. На протяжении фильма видно, какие перемены происходят с главной героиней.

1. В исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка ИУ своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми.

Когда мы показываем этот фильм, то приглашаем всех, кто занимается людьми в трудных ситуациях так или иначе: местных волонтеров, всех, кому интересна и кого волнует наша тема. Мы ставим перед ними задачу создать сообщество для поиска фостерных семей там же, в регионах. Если посмотреть демографически, то в Хабаровске сидят из Хабаровского края. Допустим, фостер заберет ребенка из Хабаровска в Москву. И никаких свиданий с мамой не будет. Билеты стоят огромных денег. Можно, конечно, все это организовать, но зачем, если есть возможность найти фостерную семью на месте.

120 Р В Мордовии На Ребенка Это Что

3. Ребенок делает ошибки в произношении звонких согласных в конце слова и в середине слова перед глухим согласным. Например: в эрзянском языке нет слов со звуком ф (кроме слов, заимствованных из русского языка). Так как в русском языке существительные мужского и среднего родов множественного числа принимают окончания – ов, — ев (стулья – стульев, дома – домов), а по правилам русской орфоэпии вместо в произносим ф, то дети и в эрзянских словах вместо в могут произносить ф: вирев (в лес) – виреф, кудов (домой) – кудоф. Поэтому воспитателю нужно обращать внимание на произношение эрзянских слов с окончанием на в и своевременно исправлять ошибки.

Для закрепления этой грамматической конструкции воспитатель предлагает детям взять в руки игрушку и просит назвать, что у них в руках сначала на русском, а потом на мокшанском или эрзянском языке. Если ребёнок не может самостоятельно назвать, воспитатель помогает ему. Сначала они произносят эту фразу вместе, а потом ребёнок произносит один: Тя мезе?- Тя флажок. «Скажи, «Монь ули флажокозе (на мокшанском языке)», — просит воспитатель. Ребёнок повторяет, потом воспитатель добивается самостоятельного произношения предложения.

Большое внимание нужно обратить на усвоение понятий «есть – нет» «ули – аш (аяш)» по-мокшански и «ули – арась» по-эрзянски. Эти понятия можно дать как в отдельности, так и вместе. Воспитатель берет в руку какую-нибудь игрушку и говорит: «У меня есть кукла. Дети, послушайте, как об этом надо сказать на мокшанском языке: Монь ули няказе. Монь ули – у меня есть, няказе – кукла. Давайте произнесём все вместе: «Монь ули няказе».

Усвоение всех слов и новых речевых конструкций должно происходить во время игры и в игровых учебно-речевых ситуациях. При этом речь педагога или детей должна вызвать определенные неречевые действия воспитанников: действия с предметами, выбор картинок по словесному описанию, выполнение просьбы, какого-то действия и т.д. Процесс восприятия и понимания детьми речи может сопровождаться и ответами типа «да» или «нет», произнесением одного слова. Такие игры, как: «Тренеры и спортсмены», «Команда девочек и команда мальчиков», «Мама и дети», «Уборка комнаты», «Кто лучше запомнит» и т.д. требуют двигательной реакции, заставляют детей внимательно слушать и правильно выполнять действия: на мокшанском языке: Вера, штайть кяттнень. Коля, ярхцак! Таня, удок! Зина, штак кияксть. Цёранят, кеподесть стулхнень. Путк сенем барабанть шърать алу. Путк някать кроватть лангс; на эрзянском языке: Вера, шлить кедеть. Коля, ярцак! Таня, удок! Зина, шлик кияксонть. Цёрынеть, кепединк стултнэнь.

Работа над звуковой культурой речи должна идти на протяжении всего периода общения с детьми на мокшанском или эрзянском языке. Кроме работы над звуком, звуковая культура речи включает в себя и работу над интонацией и дикцией. Отработке интонации и дикции способствует постановка небольших пьесок и театрализованных сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Красная Шапочка» и другие.

Сколько национальностей в мордовии

Заняв Саранск отряды Степана Разина в 1670 г. осенью, применяли город как опорный пункт. Царские войска взяли Саранск спустя несколько месяцев. Вошедшие в город в 1774 году отряды Пугачёва, избавили от неволи заключённых. К Симбирской губернии в конце 18 века присоединился Саранск, в состав Пензенской области вошёл через несколько лет.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Республики Мордовия составила 834755 человек. Кроме того, был переписан 541 человек, временно находившийся на территории Республики Мордовия и постоянно проживающий за рубежом.
Численность городского населения Республики Мордовия составила 504336 человек (60,4% от общей численности населения), сельского – 330419 человек (39,6%).
Население республики проживает в 21 городском населенном пункте (городах и поселках городского типа) и 1250 сельских населенных пунктах. Более половины горожан (59,0%) – жители города Саранск (в 2002 году – 57,4%).
Данные переписи 2010 года свидетельствуют о характерном для населения всей России значительном превышении численности женщин над численностью мужчин. В Республике Мордовия переписью учтено 383,7 тыс. мужчин и 451,1 тыс. женщин. Соотношение мужчин и женщин за межпереписной период в республике не изменилось. Как и в 2002 году, мужчины составляют 46,0% в общей численности населения, а женщины – 54,0%.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей республики составил 40,4 года.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. Национальность детей (как правило, до 14 лет) определялась родителями.

Удельный вес мордовского населения в общей численности населения России составляет 0,52%. Численность мордовского населения в целом по стране составила 744,2 тыс. человек. По численности населения среди народов России мордва на девятом месте и первая среди родственных финно-угорских народов. Из общей численности мордвы Российской Федерации 44,8% — жители Республики Мордовия. Среди регионов России по численности мордвы лидирует Самарская область (65,4 тыс. человек, или 8,8% от общей численности мордвы РФ), 7,4 % — в Пензенской области, по 5,2% в Оренбургской и Ульяновской областях, 2,7% — в Башкортостане, по 2,6% — в Татарстане и Нижегородской области; 2,5% — в Московской области.

Глава Мордовии, член Высшего совета Партии Владимир Волков поручил правительству срочно разобраться и снять проблему ажиотажного спроса, возникшего в последние дни в рядегородских торговых сетей.
Единая Россия
17.03.2022 В рамках проекта «Культура малой Родины» в селе Уголок Зубово-Полянского района продолжаются ремонтные работы местного Дома культуры.
Единая Россия
17.03.2022

Мордовия входит в плотно заселенную и хорошо освоенную зону России с умеренным климатом средней полосы. По территории республики проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть России с Уралом, север с Поволжьем. В Саранске есть современный аэропорт. Республика Мордовия является самым близким к столице России национальным регионом. Расстояние от Москвы до Саранска — 642 км.

Adblock
detector