Как Радио Получает Авторские Права

Как оформить авторские права на музыку

  • если поэт и композитор договариваются о создании песни между собой напрямую, им стоит заключить договор, в котором будет сказано, кому и какие права принадлежат. Например, поэт может отказаться от исключительных прав на свои стихи, передав их композитору. Тогда он по-прежнему будет считаться автором текста, но не сможет им распоряжаться. Или каждый может остаться «при своем» и получать равные доходы, полученные от исполнения произведения и продаж его студийных записей;
  • если в создании песни участвует продюсер, или студия звукозаписи, или просто некое третье лицо-заказчик, то, как правило, все исключительные права на эту песню принадлежат заказчику (если в договоре не сказано иное!).

Если же вам необходимо знать, как сделать авторские права на песню с чужими словами (или чужой музыкой), то для составления соответствующего договора лучше обратиться к юристу, который грамотно сформулирует все права и обязанности сторон, а также поможет стать единственным обладателем всех прав или договориться о долях дохода, которые каждый из авторов будет получать в будущем.

Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.

Авторскому обществу не нужно получать разрешение представлять музыкантов, право есть по умолчанию. Музыкант написал песню, и она сразу под защитой, неважно — российская или зарубежная. Исключение — музыканты, которые подписали отказ. Такие есть, но мы не знаем, сколько их.

Онлайн-радио и лицензирование

Вопрос, будоражащий многих. До поднятия данной темы я придерживалась мнения, что радио-проект (интернет) может создать любой пользователь Интернета, независимо от пола, расы, принадлежности к конфессиям и других признаков. То есть, онлайн-радио пока еще не нуждается в лицензировании, и нет необходимости в юридическом оформлении.

В данной ситуации возникает резонный вопрос: а верно ли считать все онлайн-проекты такого плана средствами СМИ? Изучая Закон, в котором нигде не упоминается о распространении информации через радио-потоки интернета, создается впечатление, что лицензия и правда не нужна. И вроде бы все славно и хорошо, но попасть на этом деле можно очень серьезно. А между тем есть еще один подводный камень — Авторское право.

В сентябре суд первой инстанции согласился, что водитель такси не имел права включать музыку, поскольку таксопарк не заключил договор с РАО и не выплачивал авторские отчисления. Но Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение и отказал в удовлетворении иска.

Размер ставок вознаграждения утвержден в соответствии с действующим законодательством РФ, авторским советом РАО и Уставом ВОИС и зависит от конкретного города, а также сферы работы пользователя, площади, на которой осуществляется публичное исполнение фонограмм, количества посадочных мест и других факторов. При расчете ставок также применяются корректирующие (понижающие и повышающие) коэффициенты. С действующими ставками для РАО можно ознакомиться здесь. А со ставками в ВОИС – здесь. Ставки и для той, и для другой организации, основном, одинаковы.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.
  • Не защищаются авторскими правами творческие произведения спустя 70 лет после смерти автора — в связи с истечением срока защиты. Но есть исключения, а также стоит сделать фактчекинг в отношении ограничений со стороны других лиц, даже если срок защиты истёк.

    • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
    • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
    • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
    • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
    • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
    • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

    Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

    Предприниматель может обратиться напрямую в представительства РАО и ВОИС в своём регионе. Представитель просчитает ставки ежемесячной оплаты и подготовит договор. Оплату рассчитывают индивидуально — она зависит от количества посадочных мест в заведении или его площади. Скачать образец договора, узнать ставки оплаты и адреса региональных отделений можно на официальных сайтах РАО и ВОИС.

    Как оформить авторские права на музыку

    • если поэт и композитор договариваются о создании песни между собой напрямую, им стоит заключить договор, в котором будет сказано, кому и какие права принадлежат. Например, поэт может отказаться от исключительных прав на свои стихи, передав их композитору. Тогда он по-прежнему будет считаться автором текста, но не сможет им распоряжаться. Или каждый может остаться «при своем» и получать равные доходы, полученные от исполнения произведения и продаж его студийных записей;
    • если в создании песни участвует продюсер, или студия звукозаписи, или просто некое третье лицо-заказчик, то, как правило, все исключительные права на эту песню принадлежат заказчику (если в договоре не сказано иное!).

    В соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрация авторских прав возможна (по желанию автора) только для двух объектов авторского права — программ ЭВМ и баз данных. Поэтому вопрос «как зарегистрировать авторские права на песню» в такой постановке просто не имеет смысла, потому что ответ один — «никак». По закону автор песни получает на нее права в момент возникновения этой песни.

    Фоновая музыка в магазинах

    Это право на само произведение, авторство, имя автора, публикацию и неприкосновенность произведения. Музыкальные произведения с текстом и без него, являются объектом авторских прав. Для того чтобы официально использовать материалы на которые распространяется авторское право, необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.

    • Исполнитель. Ему принадлежит право на исполнение, право быть автором исполнения, право на закрепление его имени или псевдонима на экземплярах фонограммы, право на защиту от искажения смысла. Права исполнителя действуют отдельно от авторских (ст. ст. 1313, 1315 ГК РФ).
    • Изготовитель фонограммы. Ответственное лицо за первичную запись исполнения произведения. Имеет право на непосредственно фонограмму, указание имени на упаковке фонограммы, право на обнародование, на защиту фонограммы от искажения (ст. ст. 1322, 1323 ГК РФ).

    Кроме того, такой подход был поддержан и ВС РФ — в пункте 111 Постановления № 10 отмечено, что « музыкальное произведение с текстом или без текста (объект авторского права), его исполнение артистом-исполнителем и фонограмма исполнения представляют собой самостоятельные результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые могут принадлежать разным лицам. Распоряжение осуществляется в отношении каждого права отдельно ».

    Выходит, если в состав АВП включается фонограмма, то одновременно включаются и музыкальное произведение, и зафиксированное на фонограмме исполнение (отдельные виды РИД в соответствии со ст. 1225 ГК РФ). Поэтому заключить договор на использование РИД в составе сложного объекта нужно как на само музыкальное произведение, так и на фонограмму (или, как принято говорить в музыкальной индустрии – «200% прав», имея в виду авторские права (100%) и смежные права (100%).

    Авторские права на музыку в подкастах

    О продолжительности цитирования: наш опыт свидетельствует о том, что использование звуковых фрагментов продолжительностью до 12-15 секунд без очистки авторских прав, при условиях обязательного соблюдения правил «добросовестного использования», более-менее безопасно. Целиком использовать все композиции без разбора – значит нарушать законодательство об авторских правах.

    • использование фрагмента произведения не должно преследовать рекламных и коммерческих целей;
    • фрагмент должен быть использован только в рамках более широкого представления темы для её лучшего раскрытия, в качестве своего рода звуковой иллюстрации;
    • фрагмент может быть использовать в образовательных целях.

    С РАО может быть можно только в том случае, если правообладатели предоставили РАО такие полномочия (но в любом случае это будут только авторские права). Аккредитация РАО не распространяется на доведение до всеобщего сведения (именно это полномочие затрагивается при размещении в Интернете файлов или потокового контента, как в случае с онлайн радио). Однако в самом РАО есть позиция, что потоковые радиостанции в Интернете осуществляют не доведение до всеобщего сведения, а сообщение в эфир или по кабелю и что они тогда вправе выдавать разрешения на такие онлайн радиостанции. По крайней мере, такая позиция у них была. Позвоните им, уточните. А дальше уже сами оценивайте риски — «поверите» в позицию РАО, если они до сих пор ее придерживаются, или будете действовать через правообладателей.

    Здравствуйте, хочу открыть свое интернет радио, подскажите как мне соблюдать правила авторского права, если я хочу добавлять музыку на свое радио на которых весит авторское право. Как мне с такими музыкантами заключить договор на использование композиции на моем радио, что для этого надо (какие документы)?

    Каждый день на радио звучит огромное количество песен. На каких основаниях они там проигрываются? Платят ли радиостанции исполнителям за ротацию? Как можно создать своё радио, если на всех дисках строго написано про авторские права и запрет копирования? Вопросы сложные, постараемся их раскрыть.
    В истории с музыкальным материалом есть 2 направления: FM и On-line. Начнём по порядку.
    Музыка на FM станциях
    Для вещания в диапазоне FM любая радиостанция в отличие от интернет-каналов должна получить лицензию на вещание. Это главное. После этого начинается наполнение музыкальной базы материалом. Как это происходит?

    Сколько стоит радио проигрывание песен

    1. «Гора идёт к Магомеду» — это вариант, когда на радио сам приходит исполнитель и в своих интересах презентует станции новую пластинку. Несмотря на грозную надпись об авторских правах, закона о запрете копирования музыкального материала, который вы приобрели, нет. По этой причине дальше музыкальный редактор спокойно конвертирует песни в нужный формат, заводит на каждую композицию свою карточку с указанием темпа, ритма, года, личных пометок и помещает её в базу. В конце месяца редактор составляет список отзвучавших песен с указанием частоты ротации и направляет его в РАО – Российское авторское общество. Оно получает деньги от радиостанции и перечисляет их исполнителям. Если радиостанция имеет прибыль, то от нее в РАО перечисляется 2-3 процента. Если прибыли нет, перечисляется единовременный платеж. В зависимости от частоты звучания песен исполнителей между артистами и распределяются деньги. Замечу, РАО работает не только с русскими исполнителями, но и зарубежными. О том, что РАО очень ответственно выполняет свои обязанности, говорит известный и где-то анекдотичный случай. Приехала как-то в Ростов-на-Дону группа Deep Purple. Отыграли они там концерт и получили деньги сразу от организаторов. Всё бы ничего, но после выступления в Ростов приехали представители знаменитого РАО и потребовали от организаторов ещё деньги, чтобы перечислить музыкальной группе, так как концерты в нашей стране облагаются налогами.

    Каждый день на радио звучит огромное количество песен. На каких основаниях они там проигрываются? Платят ли радиостанции исполнителям за ротацию? Как можно создать своё радио, если на всех дисках строго написано про авторские права и запрет копирования? Вопросы сложные, постараемся их раскрыть. В истории с музыкальным материалом есть 2 направления: FM и On-line. Начнём по порядку.

    Интернет-радио и авторское право

    Вопрос касательно правового статуса интернет-радио уже длительное время обсуждается. Например, вот здесь (не реклама) сообщалось о том, что радио 101.ru собирается делать платежи в пользу Российского Авторского Общества, а здесь (не реклама) говорилось о том, что есть планы взимать плату со всех онлайн радио.

    Другой вопрос — что до мелких радио никому нет дела, да и технически едва ли реально все это контролировать. Правда, если Вы собираетесь делать более-менее крупный ресурс и раскручивать его — стоит задуматься. «Киркоровым и Биланам» до него не будет дела, но они ведь не сами занимаются защитой своих прав — для этого существуют РАО и прочие конторы, хлеб которых как раз и состоит в поиске нарушений авторских прав и взимании денег.

    Как Радио Получает Авторские Права

    Вещание большинства радиостанций немыслимо без песен, инструментальной музыки и других произведений авторов. Именно музыкальные и иные произведения авторов, наравне с ведущими радиоэфира, формируют имидж радиостанции и поднимают ее рейтинг. Величина
    аудитории радиостанции далеко не в последнюю очередь зависит от той музыки, которая звучит в ее эфире. Следует отметить, что музыкальные произведения используются и в эфире информационных радиостанций. Это и музыкальное сопровождение различных
    программ, а также музыка, используемая в рекламе и оформлении радиоканалов (заставки и музыкальные позывные).

    По вопросам, связанным с использованием произведений путем сообщения в эфир и (или) по кабелю, в том числе путем ретрансляции, по радио, а также заключением соответствующих лицензионных договоров, вы можете обращаться по телефону: +7 (495) 988-68-70
    доб. 12045 и 12027 или электронной почте trk@rao.ru

    Вас может заинтересовать ::  Ст 218 налогового кодекса 2022 год
Adblock
detector