Конституционное И Административное Право Общее И Особенное

Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно–распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

Административное право тесно взаимодействует практически со всеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права в силу фактического наличия управленческих отношений в сферах, подпадающих под регулятивное воздействие иных отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно–распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Административное и трудовое право. Эти две отрасли также имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие, связанные с ними общественные отношения (по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса работников именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается известное переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, так как представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.); трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих.

Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.

Учебное пособие посвящено двум близким отраслям права – конституционному и административному. Именно они определяют правовые основы Российского государства, правовое положение отдельных органов власти, их права и обязанности в отношениях с частными лицами. Среди особенностей пособия назовем следующие.

Конституционное и административное право как научные и учебные дисциплины. До сих пор речь шла о конституционном и административном праве как отраслях права. Кроме этого сложились юридические науки, изучающие эти отрасли права. Длительное время проблематика государственного права в широком смысле слова, в основном сравнительная теория государства, идеальная форма правления, пути совершенствования законодательства разрабатывались в составе философских политико-правовых учений (Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Но уже тот же Аристотель в сочинении «Афинская полития» дает юридическое описание государственного права Афин (в первой части – его историю, во второй – современный государственный строй). Крупным шагом в становлении государственного права явились работы древнеримских юристов, выделивших публичное право (Ульпиан и др.)[7]. В Новое время, когда в континентальной Европе публичное (государственное) право в основном разрабатывалось как часть теории естественного права, в Англии появляются обобщающие работы, содержащие анализ прошлого и действующего национального права: «Институты законов Англии» Э. Кока (1671), «Комментарии к законам Англии» У. Блэкстона (1765-1768) и «Исторический очерк Английской Конституции…» Дилли (1771).

Вас может заинтересовать ::  Как Правильно Написать О Возврате Или Возвращении Документа

Лекция: Конституционное и административное право

Президент РФ обладает неприкосновенностью, однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, а после этого быть привлечен к ответственности (в том числе уголовной). Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна. В основе досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ может лежать только государственная измена или совершение иного тяжкого преступления (следовательно, совершение других преступлений основанием для отрешения от должности не является). Инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности может группа депутатов Государственной Думы, численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т.п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, то есть 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При наличии положительных заключений высших судебных инстанций решение об отрешении Президента РФ от должности должен принять Совет Федерации. Это решение может быть принято квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности палаты (119 голосов). Причем решение Советом Федерации должно быть принято в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой (если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным). Таким образом, в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и две высших судебных инстанции.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права, как государственные служащие. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации»1 определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Таким образом, не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. По данному основанию должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности. К негосударственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права и, прежде всего, с конституционным правом, которое содержит основополагающие принципы правовой системы Российской Федерации, закрепляет права и свободы человека и гражданина в сфере государственного управления, определяет правовые основы организации и функционирования исполнительной власти.

Взаимосвязь муниципального и конституционного права

В чем же проявляется взаимосвязь двух вышеуказанных отраслей? Так, в Конституции РФ закреплены базовые принципы, на которых строится местное самоуправление, а также его гарантии и место в правовой системе и в народовластии. Именно нормами Конституции установлены основы муниципального права, отрасли, которая является регулятором отношений в сфере деятельности МСУ.

Рассуждая о соотношении муниципального и конституционного права, стоит отметить, что каждая из отраслей имеет собственный предмет регулирования, наделенный определенной спецификой, по которому ее и отличают от иных отраслей. Будучи главенствующей отраслью, конституционное право выступает в качестве фундамента для отечественной правовой системы, и муниципальное право – не исключение. Так, в главе 8 Основного закона РФ [2] нормы и принципы МСУ, получившие наиболее детальное отражение в праве муниципальном.

Вас может заинтересовать ::  Как Кадстровому Инженеру Стать Экспертом

Европейские сообщества. Разрабатывались следующие проблемы: акты, издаваемые органами Европейских сообществ; унификация и гармонизация хозяйственного законодательства стран Европейских сообществ; сближение законодательства стран Европейского Союза по охране окружающей среды от загрязнений и др.

Конституции иностранных государств. Важное место в деятельности отдела занимал анализ конституций иностранных государств и проблемы теории конституции. Исследовались, например, следующие проблемы: предмет, способы и формы конституционного регулирования; функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа; понятие «конституционный принцип» — реальность и фиктивность конституционных принципов; принцип разделения властей в конституциях государств Восточной Европы; конституция и регламент парламента; конституционное разграничение закона и исполнительного акта; понятие «конституционные иллюзии», их виды и назначение; конституционный порядок разрешения во Франции конфликтов между законодательной и исполнительной властями.

Конституционное И Административное Право Общее И Особенное

В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Представительная демократия, которая связана уже с деятельностью сформированных народом или иным способом органов государственной власти, основывается на понятии государственный суверенитет – верховное, неотчуждаемое право государства независимо от какого-либо иного государства решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера.

поскольку конституция как Основной закон страны не ограничивается установлением основ только государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (собственность, брак и т.д.), постольку «конституционное право» шире понятия «государственное».

Конституция РФ 1993 г. основывается на ценностях, укоренившихся в мировой практике, выработанных опытом тысячелетий развития общества, и принципах обращения государственных учреждений с гражданами.
Практика российского конституционализма воплотила в нормах действующей Конституции идею признания особых ценностей общества и государства. В ст. 2 Конституции РФ провозглашается: «Человек, его права н свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства». Несомненно, придание какойлибо категории ценностного характера способствует усилению целенаправленной деятельности всех механизмов государства, в том числе и исполнительной власти, в рамках которой отношения регулируются по преимуществу административным правом.
Конституционные ценности, закрепленные в базовом законе, основаны на ценностях общечеловеческого характера, признанных мировым сообществом. Это имеет огромное значение для развития административного права в Российской Федерации.
Широкое усмотрение, применяемое судами, изыскивающим и основания для оценки административных решений, позволяет глубоким корням политической жизни проникнуть в область административного права. Такие понятия, как правовое государство, равенство перед законом, обращение в соответствии с принципами справедливости и пропорциональности, являются примерами тех ценностей, которые суды позаимствовали из более широкой области политической нравственности. Роль конституционных ценностей нигде не выражена так ярко, как в административном праве, т. к. практически кет ни одной области жизнедеятельности граждан, которая была бы не урегулирована административным правом. Поэтому от принципов, заключенных в административное право, и его норм зависит стабильное развитие нашего общества.

Административное право

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти, права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере государственного управления. Административное право берет свои начала в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т. п.

Вас может заинтересовать ::  Как Попасть В Санаторий Министерства Обороны Инвалиду Войны Ветерану Вооруженных Сил Ссср

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, меры взыскания, применяемые к лицам, которые совершили их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

– об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП рФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

К исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части Кодекса. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Шпаргалка по административному праву

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

А) действующие на всей территории РФ; б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) действующие на территории субъектов РФ; г) действующие на территории муниципального образования; д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные);

Конституционно-правовой статус и административно

В начале лекционного занятия необходимо изучить понятие и сущность государственного органа РФ и ее субъектов. Затем рекомендуется рассмотреть конституционный статус государственного органа РФ и ее субъектов, систему и структуру государственных органов РФ и ее субъектов. В ходе этого рекомендуется опираться на графическую схему органов государственной власти РФ и ее субъектов, которую следует либо рисовать по ходу изложения, либо иметь на ватмане.

При изучении указанных тем начинать их изложение рекомендуется с понятие и общей конституционно-правовой характеристики положения данного органа в системе органов государственной власти. Далее представляется необходимым рассмотреть порядок формирования/избрания рассматриваемого органа, его основные функции и полномочия, организационную структуру, организацию деятельности, акты, основания и порядок прекращения полномочий и гарантии деятельности. Также целесообразно изложить на лекции основные моменты, затрагивающие совещательные (Государственный Совет Российской Федерации при Президенте РФ, комитеты, комиссии и т.п. при Правительстве и иных исполнительных органах власти) и квазипарламентские (Общественная палата РФ) органы.

Adblock
detector