Личная Тайна Рб

Если вопросы доступа к документам и делам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни, и находящимся на архивном хранении, регулируются Инструкцией, то порядок доступа к соответствующей документированной информации, находящейся на оперативном хранении (в делопроизводстве), нормативными актами не урегулирован.

Специального нормативного правового акта, регулирующего все вопросы доступа к сведениям, составляющим тайну личной жизни граждан, и их использования, в Республике Беларусь нет. Инструкция о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, регламентирует только вопросы доступа к соответствующим документам и делам, находящимся на архивном хранении.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно без согласия соответствующего лица собирает или распространяет сведения, составляющие его личную или семейную тайну, или распространяет эти сведения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации и желает выполнить такие действия.

Собиранием сведений о частной жизни лица понимается любой способ их незаконного получения — подслушивание, опрос лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование без согласия потерпевшего, а также сбор информации с нарушением процедуры, установленной законом.

Тайна личной жизни

В мировой практике, когда говорят о защите права на неприкосновенность частной жизни (privacy), чаще всего пользуются понятием «персональные данные». Внутри него выделяют более узкое – «чувствительная информация» (sensitive personal data). К чувствительной информации обычно относят сведения о расовом, этническом происхождении, религиозных убеждениях, политических взглядах, о здоровье и сексуальной жизни.

Беларусский закон к чувствительной информации чувствителен не очень. Понятие частной жизни в нем крайне размыто и собирается из разных документов, как пазл. Полнее всего о тайне личной жизни написано в старой, 1996 года, бумажке с бесконечным названием «Инструкция о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан. ». Эта инструкция регулирует доступ к документам в архивах, однако дает некоторое представление о том, как очерчены границы privacy каждого беларуса(-ки).

Необходимость сохранения в тайне данных предварительного расследования и сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного судопроизводства, является своеобразной, характерной чертой расследования и важной гарантией эффективного расследования преступлений в современных условиях, а также одной из гарантий соблюдения законных прав и интересов граждан, которые могут пострадать от преждевременной огласки данных, которые были ими сообщены.

Эта подписка приобщается к протоколу судебного заседания. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, членов семей, близких родственников и иных лиц, которых они обоснованно считают близкими, следователь, лицо, производящее дознание, вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель, свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь, лицо, производящее дознание, обязаны вынести постановление, в котором излагаются причины принятого решения о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия, указываются вымышленные данные о личности и приводится образец подписи, которые они будут использовать в протоколах следственных действий с его участием.

Улыбайтесь, вас снимают! » Объективная реальность: Как защитить частную жизнь от человека с камерой

– Я не так давно получила водительские права и, честно говоря, иногда немножко «торможу» на сложных участках вроде развязки на Бангалор, – признается минчанка Полина. – Было очень неприятно, когда несколько месяцев назад ролик о том, как я перестраиваюсь в неверный ряд для поворота, попал в соцсети с комментариями пользователя, разместившего видео со своего регистратора: «Ты посмотри, что эта тупая курица делает!». Мой молодой человек, который случайно увидел этот ролик, узнал мою машину по регистрационным номерам, которые отлично видны на записи. Честно говоря, были мысли обратиться в суд: это же вторжение в мою частную жизнь! Но потом передумала: хлопотное дело, а у меня сессия на носу.

Было установлено, что директор фабрики распорядилась приобрести за счет предприятия у коммерческой фирмы специальное подслушивающее и звукозаписывающее оборудование и установить его в служебных помещениях. При этом вся информация о разговорах сотрудников аккумулировалась на компьютере руководителя, что является нарушением тайны телефонных и иных переговоров.

Личная Тайна Рб

Ранее в гражданском праве БССР была отдельная статья, которая регламентировала и охраняла право на изображение. Другими словами нигде нельзя было напечатать лицо человека без его согласия. Сейчас такой статьи нет, поэтому этот вопрос регулируется через нематериальные блага.

В соответствии со ст.18 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» «сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляется с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь».

9)об участии граждан в действиях судебно- следственных органов в качестве обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и т.п., а также об обвинении в злоупотреблениях властью или служебным положением (кроме случаев, неподлежащих засекречиванию) и любая иная информация, разглашение которой может создать угрозу безопасности граждан или угрозу их имуществу.

Право граждан на тайну личной жизни охраняется законодательством Республики Беларусь. Согласно Конституции Республики Беларусь государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности, а каждый гражданин имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь.

Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответ­ственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо рас­пространение сведений о частной жизни лица, составляющих его лич­ную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (статья 137 Уго­ловного кодекса Российской Федерации).

Вас может заинтересовать ::  Льготы Для Детей Чернобыльцев В России При Поступлении В Вузы

В статье 24 Конституции России в развитие данного права закрепле­но, что сбор, хранение, использование и распространение информа­ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» обработка персональ­ных данных, в том числе и сведений о частной жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использова­ние, распространение, может осуществляться только с согласия субъек­та персональных данных (статья 6). При этом операторы персональных данных и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных.

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

Части третья — четвертая утратили силу. — Закон РБ от 10.03.2005 N 161-з.

1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. (в ред. Закона РБ от 28.04.2012 N 530-з)

3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Конечно, врачебная тайна является неотъемлемой составляющей права на неприкосновенность частной жизни, однако для защиты общественных и государственных интересов возникает необходимость делать исключения из правила сохранения врачебной тайны и осуществлять передачу сведений о состоянии здоровья пациента государственным органам.

Например, наниматель имеет право получать информацию, составляющую врачебную тайну, в связи с проведением расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Также страховые организации имеют право получать такого рода информацию для решения вопроса о назначении страховых выплат.

Вторит этому и Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 151), где содержится понятие «неприкосновенность частной жизни», к которой относятся сведения, «составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния здоровья».

Благодаря современным девайсам фотографирование и видеосъемка прочно вошли в нашу жизнь, и порой грех не использовать эти достижения прогресса для разрешения спорных ситуаций или доказательства собственной правоты. Разберемся, где сегодня законно вести фотовидеосъемку, а заодно проверим, как на это реагируют окружающие.

Что такое личная тайна и семейная тайна

Мы часто слышим сейчас о защите личной тайны, существуют также санкции против публикации информации, содержащей личную или семейную тайну. Так давайте разберемся, что входит в эти два понятия, ведь эти тайны являются элементом права на уважение частной жизни, за нарушение которого законом предусмотрена ответственность.

Итак, что же такое семейная тайна? Семейная тайна — это любые сведения о фактах и обстоятельствах, затрагивающих членов семьи, которые они договорились сохранять в конфиденциальности и предпринимают усилия для этого. Семейную тайну образуют сведения о фактах и обстоятельствах жизни как всей семьи в целом, так и любого из его членов, сведения имущественного характера, иные сведения, затрагивающие членов семьи, входящие в круг информации о частной, личной жизни.

В Беларуси все острее проблема по обеспечению прав граждан по защите неприкосновенности их частной жизни, персональных данных. Опасности увеличиваются с углублением развития информационного общества, использованием новых технологий, с ростом киберпреступности, а также со стремлением спецслужб контролировать сферы активной деятельности граждан. Вспомним случаи, когда становились общедоступными данные клиентов мобильных операторов, банков, провайдеров. Единожды опубликованные в сети Интернет персональные данные с большой сложностью поддаются какому-либо контролю. Например, при запросе у социальной сети Facebook всей информации о себе выясняется, что на серверах FB хранятся персональные данные, включая удаленные ранее самим же пользователем фото и сообщения. И хотя имеются конституционные, законодательные нормы, регулирующие в Беларуси право на неприкосновенность частной жизни, на практике они слабо гарантируют защиту данного права. Согласно Конституции Республики Беларусь «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» (ст. 28). Часть вторая ст.34 Конституции предусматривает, что «государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» (ч. 3 ст. 34 Конституции). Однако белорусское законодательство в области защиты персональных данных отличается крайней запутанностью, имеет разрозненный характер. При этом оно не соответствует международным стандартам. Республика Беларусь среди нескольких европейских государств, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматической обработке персональных данных от 28 января 1981 года.

В Беларуси отсутствует комплексный закон, специально регулирующий защиту персональных данных. При этом даже нет четкого определения информации, относящейся к «частной жизни», как и нет единого определения термина «персональные данные«. Это не позволяет с надлежащей точностью установить, какие сведения относятся к информации о частной жизни, персональным данным, и все чаще приводит к непринятию надлежащих мер по их защите. Закон Беларуси «Об информации, информатизации и защите информации» определяет лишь базовые положения, направленные на создание механизма защиты персональных данных. В законе закреплен основной принцип обработки персональных данных – получение согласия физического лица, к которому относятся персональные данные, на любое с ними действие. Последующая передача персональных данных, также как и любые меры по их разглашению, разрешаются только с согласия физического лица. Но в законодательстве не уточняется, каким способом может быть получено такое согласие, в частности, предполагается ли получение согласия в устной либо письменной форме, подразумевается ли согласие при заключении различных видов договоров. Исходя из практики, пункты о согласии на операции персональными данными часто содержатся в тексте договоров на оказание услуг. Но наши граждане им не уделяют должного внимания. Между тем, сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество различных субъектов, включая государственные органы и организации, органы местного самоуправления, негосударственные организации. Четкий же, единый порядок сбора, обработки, распространения, предоставления персональных данных не определен. Как нет в Беларуси и независимого экспертного органа по защите персональных данных. В статье 32 указанного Закона закреплены меры по защите персональных данных от разглашения, действующие с момента предоставления, предусматривающие порядок обезличивания этих данных, вплоть до их уничтожения. Однако их невыполнение может остаться безнаказанным. Ведь в Беларуси в отношении незаконного распространения и использования персональных данных на сегодняшний день нет специальных составов правонарушений. Соответствующие незаконные деяния могут с трудом охватываться общими составами административного и уголовного законодательства (статья 22.6 КоАП, статьи 179, 212, 349, 352 УК Республики Беларусь). Поэтому беларусские правозащитники должны указывать на проблемы законодательного регулирования, способствовать его соответствию международному праву, а также призывать граждан к повышению их внимания к защите своих персональных данных от многочисленных угроз.

Вас может заинтересовать ::  Как Узнать Мой Ли Ребенок Без Теста На Отцовство

Защита личной информации в Беларуси

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на со¬стояние политической, экономической, оборонной и других составляющих без¬опасности любого государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития [28, С.62 ], а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность и неприкосновенность личности.
Гарантированные белорусским государством право каждого на защиту от неправомерного вмешательства в частную жизнь обуславливают особое значение защиты информации о его частной жизни и персональных данных.
Однако, несмотря на важность вопросов защиты личной информации, комплексные труды отечественных ученых по ним отсутствуют, что способствует на сегодняшний день особой актуальности данной тематики.
По этой причине тема: «Защита личной информации» была выбрана автором в качестве предмета курсового исследования.
Цель курсовой работы: комплексный анализ механизма реализации защиты личной информации.
Поставленная цель обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
— определить правовую сущность личной информации;
— установить значение защиты личной информации;
— определить меры по защите личной информации;
— рассмотреть виды ответственности за нарушение законодательстве в сфере обращения личной информации;
— выявить основные проблемы и предложить решения по усовершенствованию защиты личной информации.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов: Бачило И.Л.[1], Копылова В.А.[12], Городова О.А.[3], (теоретические вопросы информационной безопасности), Пискуновой Ю.В.[24], Палъчиковской О.А.[21] (защита личной тайны), Просвирнина Ю.Г.[27], Данилкович М.Л.[6], Занина К.А.[7] (обеспечение защиты персональных данных), Малеиной М.Н.[13], Перовой Н.А[23] (тайна и неприкосновенность персональных данных), Микулича Н.Д. (вопросы криптографии) и др.
При подготовке курсовой работы использовались нормативные правовые акты (положения Конституции Республики Беларусь, Законов и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет — 40 листов; использовано 30 источников.

Белорусский законодатель предусмотрел несколько видов ответственности за нарушение законодательства при обороте личной информации: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную.
С учетом особой значимости с точки зрения правовых последствий наложения ответственности рассмотрим первые три вида.
Так, согласно Уголовного кодекса Республики Беларусь [30]:
— умышленное разглашение тайны усыновления (удочерения) против воли усыновителя или усыновленного (удочеренной) наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года (ст.177 УК);
— умышленное разглашение медицинским, фармацевтическим или иным работником без профессиональной или служебной необходимости сведений о заболевании или результатах медицинского освидетельствования пациента (разглашение врачебной тайны) наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч.1 ст.178 УК). Часть 2 данной статьи — разглашение врачебной тайны, выразившееся в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ-инфекции или заболевания СПИД наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет. Часть 3 имеет квалифицирующий состав — деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 178, повлекшие тяжкие последствия наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения;
— незаконные собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшие причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев (ч.1 ст.179 УК). А часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
— умышленное незаконное нарушение тайны переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев (ч.1 ст.203 УК). Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [9] предусматривает ответственность за несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст.22.6), нарушение правил защиты информации (ст.22.7), незаконную деятельность в области защиты информации (22.8), разглашение коммерческой или иной тайны (ст.22.13).
Необходимо отметить и то, что личная и семейная тайна и иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (ст.151 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Согласно п.1 ст.152 ГК если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда в случаях распространения сведений, касающихся частной жизни, личной и семейной тайны, возникает при условии причинения гражданину нравственных страданий независимо от того, являются ли распространенные сведения порочащими или нет (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» [19]).
Таким образом, вопросы ответственности за нарушения законодательства в сфере оборота личной информации нашли отражение в ряде кодексов: УК, КоАП, ГК. Также необходимо отметить, что за нарушение указанного законодательства, если оно связано со служебной деятельностью, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Вас может заинтересовать ::  Список Семей По Программе Молодая Семья На 2021 Год Увинский Район

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г

Президент Республики Беларусь в сфере государственных секретов:
определяет государственную политику;
утверждает государственные программы;
утверждает Положение о Межведомственной комиссии по защите государственных секретов при Совете Безопасности Республики Беларусь и ее состав;
создает, реорганизует и упраздняет уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов;
утверждает перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам;
ведет переговоры и подписывает межгосударственные договоры Республики Беларусь о защите государственных секретов;
принимает решения о передаче государственных секретов иностранным государствам, международным организациям, межгосударственным образованиям, если иное не установлено настоящим Законом;
устанавливает порядок предоставления допуска к государственным секретам иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Допуск к государственным секретам предоставляется:
гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим в Республике Беларусь, являющимся работниками государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, — на основании решений руководителей государственных органов и иных организаций, принимаемых ими с учетом обязанностей, исполняемых работниками по месту работы (службы);
гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим в Республике Беларусь, не являющимся работниками государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность с использованием государственных секретов, — на основании решений руководителей государственных органов и иных организаций о привлечении их к проведению работ с использованием государственных секретов;
гражданам Республики Беларусь, указанным в статье 35 настоящего Закона, — на основании решений об избрании (назначении) их на соответствующие должности;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 25.11.2013 N 72-З)
участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса, не имеющим допуска к государственным секретам, — на основании решений органов, ведущих соответственно уголовный, гражданский, хозяйственный или административный процесс;
иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь (за исключением граждан, являющихся представителями иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований, участвующих в реализации заключенных договоров (контрактов), предусматривающих использование государственных секретов), — на основании решений об использовании в интересах Республики Беларусь их профессиональных навыков и квалификации, принимаемых с учетом заключения уполномоченного государственного органа по защите государственных секретов о предоставлении им допуска к государственным секретам;
гражданам, оказывающим на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, гражданам Республики Беларусь, являющимся штатными негласными сотрудниками этих органов, а также гражданам, привлекаемым указанными органами к участию в оперативно-розыскном мероприятии, — на основании решений, принимаемых органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 124-З)
Решение о предоставлении гражданам допуска к государственным секретам принимается в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Назначение гражданина на должность, связанную с необходимостью доступа к государственным секретам, без предоставления ему допуска к государственным секретам не допускается.
(часть третья статьи 34 введена Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 N 124-З)

Adblock
detector