Методы Права Это

Правовое регулирование и его механизм

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

Со способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.П.Р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Энциклопедический словарь экономики и права

метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Большой юридический словарь

Понятие и виды способов, методов и типов правового регулирования

Способы правового регулирования – это конкретные приёмы воздействия на поведение участников правоотношений. Определяются характером предписания, зафиксированного в норме права (конкретные способы воздействия на общественные отношения, поведение людей). Они характеризуют способы воздействия на поведение людей.

10. стимулирование (правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования: арендатор добросовестно пользуется имуществом, испытательный срок при приёме на работу) – дополнительный.

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Способ поощренияпредполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т. п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели.

Вас может заинтересовать ::  Мосэнерго Льготы Ветеранам Труда В Москве

Метод правового регулирования: понятие, основные элементы, виды методов и их юридическое значение

Первый способ заключается в предоставлении индивидам, организациям определенных субъективных прав, возможности совершать определенные действия в своих интересах (например, юридические возможности, характерные для права собственности, право на необходимую оборону против преступного посягательства, распоряжение арендуемым помещением и т.п.). Этот способ также называется управомочиванием, а соответствующие нормы управомочивающими. Соответственно, осуществляется такая форма реализации права, как использование.

Способы правового регулирования – это те средства юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах. Известно, что официальная реакция государства на различные варианты поведения индивидов и организаций в сфере действия права не одинакова. Социально полезное поведение государство разрешает (дозволяет), устанавливая границы возможного поведения. В определенных ситуациях оно предписывает социально необходимое, должное поведение субъекта. И, наконец, запрещает социально опасное поведение, предусматривая наказание за нарушение установленных правом запретов. Эти три исходные первоначальные способа воздействия права на отношения между людьми получили наименование дозволения, обязывания, запрещения (запрета). Соответственно в теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Метод правового регулирования и его виды

а) установление границ регулируемых общественных отношений;
б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;
в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;
г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

Императивный метод (авторитарный, метод субординации, метод власти и подчинения) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов. В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.

В содержании права находят отражение представления законодателя о социальной справедливости, желание следовать религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам, убеждениям, той или иной научной теории, правовой доктрине. Содержание права может быть обусловлено заимствованием иных правовых моделей из других государств, правовой экспансией метрополии в колонии или добровольным принятием чужих образцов правового мышления и поведения.

3. Дуалистическая концепция пытается преодолеть недостатки первой и второй, объединяя их. Сущность права представляется развивающейся. Воля, лежащая в основании права, имеет в своем содержании две стороны и классовую, и общесоциальную. Право получает становление именно как возведенная в закон воля господствующего класса. Но по мере развития общества классовая структура общества все более размывается, у общества становится все больше общих целей и сущность права постепенно движется к обретению им общесоциальной природы, к выражению в праве воли всех социальных групп.

Правовая формула разрешительного типа содержит следующее: «воспрещено всё, что не дозволено». Субъект может выбрать модель поведения из того, что прямо разрешено, остальное же является запретом. При разрешительном типе отношения строго контролируются и имеется определённый разрешительный перечень, зафиксированный в законе. Таким образом регулируются отношения в области публичного права.

При императивном методе установлены чёткие границы дозволенного и запрещённого, идёт полное подчинение одних участников другим, которые не равны между собой. Одна из сторон – государственный орган, контролирующий следование нормам, а другая – общество.

Естественное право —это свобода или возможности поведения, обусловленные природой человека и принадлежат ему от рождения. Естественное право — это свойство личности, оно неотчуждаемо от человека. Сюда относится непосредственно действующее право на жизнь, свободу, достоинство, собственность. Хотя их появление на свет не связано с государством, последнее обязано признавать, соблюдать и защищать права человека.

Вас может заинтересовать ::  Детский Билет Ржд 16 Лет

Метод правового регулирования —это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право). При определении метода правового регулирования главным является юридическое положение сторон, статус субъектов права.

Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Понятие, предмет, метод, механизм, типы (порядки)

Правовое регулированиеесть целенаправленное, результативное юридическое воздействие права на общественные отношения, осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств (норм права, правоотношений и актов реализации), составляющих его механизм (механизм правового регулирования).

Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством. Соединяя в себе свойства общесоциального и государственного воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юридические нормы приобретают исключительные регулирующие возможности.

Метод регулирования в системе права: виды и структура Текст научной статьи по специальности; Право

стного воздействия на определенный вид или комплекс общественных отношений группы схожих между собой, «родственных» юридических норм, образующих данный институт. Простые правовые институты обладают методом регулирования соответствующих образующих их норм. Это касается, например, императивного метода регулирования института взимания налогов с физических лиц или диспо-зитивного метода института розничной купли-продажи. Сложные отраслевые институты, как и многие отрасли права, нередко трудно охарактеризовать с точки зрения простейших методов регулирования, присущих правовым нормам. Метод регулирования сложного отраслевого института приобретает отраслевой характер: многообразие средств и способов правового регулирования, определенную структуру, свойственную методу соответствующей отрасли права. Например, гражданско-правовой метод регулирования присущ таким сложным отраслевым институтам, как наследственное и авторское право; административно-правовой — институту государственной службы; уголовно-процессуальный — институту предварительного расследования по уголовному делу и т. д. Межотраслевые (комплексные) правовые институты в силу присущих им особенностей не имеют единого метода правового регулирования, поскольку состоят из норм и институтов с различными регулятивными свойствами и с различной отраслевой принадлежностью.

Своеобразие рекомендательных норм позволяет эффективно использовать их в различных сферах человеческой деятельности. В соответствии с этим критерием данный вид правовых норм можно подраз- 06 делить на рекомендательные нор- ^ мы, регулирующие отношения в^ сферах сельского хозяйства, про- а мышленности, строительства, куль- £ туры, образования, финансов и т. д. го п Весьма разнообразны и субъекты- ско адресаты рекомендательных норм, ий но, согласно сложившейся практи- ^ ке российского права, главным об- л р разом ими являются государствен- рна ные предприятия и учреждения, а £ также кооперативные организации.

Вас может заинтересовать ::  Какая Компенсация На Похороны Жителю Блокадного Ленинграда В Петербурге

Система права

Отрасль права — это обособленная, автономная и упорядоченная совокупность юридических норм (которые складываются в институты и подотрасли), регулирующая однородные общественные отношения при помощи специфических методов. Для образования отрасли права имеет значение ряд наиболее важных характеристик. Во-первых, своеобразие тех или иных отношений, которые регулируются отраслью права . Например, финансовое право регулирует отношения, возникающее в процессе финансовой деятельности государства, а административное — управленческие отношения. Во-вторых, удельный вес подобных отношений. Например, с развитием исправительных и исполнительных отношений из уголовного права выделилось исправительно-трудовое право, которое затем преобразовалось в уголовно-исполнительное право. В-третьих, невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей права . Например, гражданско-процессуальные отношения обладают своей спецификой и их нельзя урегулировать при помощи норм гражданского права . В-четвертых, необходимость применения особого метода правового регулирования. К примеру, гражданско-процессуальные отношения не могут быть урегулированы при помощи диспозитивного метода, свойственного для гражданского права , поэтому в этих отношениях применяется императивный метод правового регулирования.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая более узкую группу отношений по сравнению с подотраслью права . Например, в рамках финансового права существует подотрасль налогового права , а в подотрасли налогового права — институт налоговой ответственности, институт налогового расследования (налогово-процессуальный институт). Таким образом, правовые институты призваны регулировать отдельные стороны общественных отношений, отражая их своеобразие. Следует отметить, что не все отрасли права характеризуются делением на подотрасли и правовые институты. Так, в некоторых отраслях права существуют только правовые институты. Например, в семейном праве — институт опеки, институт брака, институт алиментных обязательств, институт лишения и ограничения родительских прав и т.д. Сказанное не означает, что в семейном праве не смогут сложиться относительные обособленные подотрасли, так как система права не является неизменной, она, как и вся социальная действительность, находится в постоянном развитии.

Сущность методологии права и ее уровни

Обычно под методологией подразумевают систему методов, применяемых для исследования той или иной реальности, а так­же науку об этих методах. Само же понятие «метод» означает путь, способ достижения определенной цели, в данном случае, способ получения нового знания об этой реальности. Что же сле­дует понимать под методологией права?

Последний подход представляется более предпочтительным, поскольку он позволяет представить методологию права как некоторое синтетическое знание, опосредующее звено между фи­лософией и теорией права, определенный аспект философии права, заключающийся в гносеологическом анализе оснований правовой теории. При таком понимании методология представля­ет собой руководящую идею, систему мировоззренческих принци­пов, которые проявляют себя на всем пути постижения того или иного объекта (в данном случае права), а также обоснование та­кой идеи.

Для данного метода свойственно предоставление участникам решение вопросов относительно форм своих взаимоотношений, которые урегулированы нормами права, на самостоятельной основе. В составе диспозитивного метода есть три способа, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений:

Под методом правового регулирования понимается ряд разных способов правового влияния со стороны государства на общественные отношения, которые оно использует во время формирования правовых норм и регламентации правовых связей среди участников данных отношений.

Adblock
detector