Действующие Пожарные Снипы На 2022 Год

Как показывает судебная практика, штрафные санкции за нарушения указанных НПБ на регулярной основе могут применяться в отношении должностных и юридических лиц на основании положений ст. 19.5 и 20.4 КоАП РФ (например, постановление Славгородского городского суда по делу № 5-192-2013, постановление Московского городского суда по делу № 5-650/21).

Таким образом, на действующие НПБ и заменяющие их в обозримом будущем требования правил противопожарного режима по Постановлению № 1464 должны обратить внимание собственники объектов защиты — граждане, ИП, юрлица, а также ответственные за эксплуатацию таких объектов должностные лица. В отношении каждой из указанных категорий лиц предусмотрены санкции по отмеченным статьям КоАП РФ за нарушения требований противопожарной безопасности.

  • № 315, которым утвержден в качестве нормы пожарной безопасности (НПБ) Перечень сооружений и оборудования, подлежащих защите с применением автоматических систем пожаротушения и сигнализации (НПБ 110-03);
  • № 323, которым утвержден порядок проектирования систем оповещения граждан о пожаре (НПБ 104-03).

Требования по Постановлению № 1464 в значительной степени дублируют нормы, что отражены в НПБ 110-03 и 104-03. Поэтому, тем хозяйствующим субъектам, которые уже соблюдают требования противопожарной защиты, определенные данными действующими нормативами, с высокой вероятностью не придется ничего предпринимать для обеспечения соответствия положениям нового постановления. Можно отметить, что Постановление № 1464 отличается от указанных НПБ тем, что отражает установление некоторых законодательных послаблений в отношении эксплуатантов объектов защиты.

В свою очередь, в отношении объектов, запроектированных или возведенных, равно как и прошедших капитальный ремонт (реконструкцию, техническое перевооружение) после вступления в силу Закона № 123-ФЗ, действует очень большое количество различных нормативных актов. МЧС России даже выделило данные нормативы в отдельный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте ведомства. Это и федеральные законы, и правительственные постановления, и ГОСТы, и своды правил, регламентирующие применение систем противопожарной защиты (СП): противопожарные требования российским законодательством установлены по-прежнему очень строгие, предполагающие проведение эксплуатантами объектов защиты постоянного мониторинга действующей нормативной базы.

  1. Программа повышения квалификации для руководителей организаций и лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности по организации и отдельным объектам защиты. Таким сотрудникам подойдет курс «Обучение мерам пожарной безопасности для руководителей организаций и ответственных лиц», 24 ак. часа.
  2. Программа повышения квалификации для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Эти сотрудники могут выбрать курс «Обучение мерам пожарной безопасности для руководителей организаций и ответственных лиц», 24 ак. часа.
  3. Программа повышения квалификации для главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектов защиты повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности — курс «Обучение мерам пожарной безопасности для руководителей организаций и ответственных лиц», 24 ак. часа.
  4. Программа повышения квалификации для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа — курс «Обучение мерам пожарной безопасности для лиц, ответственных за проведение противопожарного инструктажа», 16 ак. часов.
  5. Программа профессиональной переподготовки для получения квалификации «Специалист по противопожарной профилактике». Подойдет курс «Пожарная безопасность». Профстандарт «Специалист по противопожарной профилактике» (коды А,В,С)», 256 ак. часов.

Сотрудники, которые прошли обучение по программам ПТМ до 1 марта 2022 года, проходят очередное повышение квалификации с учетом сроков периодичности обучения мерам пожарной безопасности: 1 раз в 3 года — для всех организаций, не реже 1 раза в год — для взрывопожароопасных объектов.

Чтобы иметь право замещать штатные должности специалистов по пожарной профилактике, вы можете пройти курс «Пожарная безопасность. Профпереподготовка по профстандарту «Специалист по противопожарной профилактике» (коды А,В,С)», 256 ак. часов.Если в вашей организации есть должность специалиста по пожарной профилактике, проверьте, чтобы ее занимал сотрудник, имеющий специальность пожарно-технического профиля. В противном случае — направьте его на профессиональную переподготовку.

  1. Прошли обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности;
  2. Имеют среднее профессиональное/высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность» (далее — образование пожарно-технического профиля),
  3. Прошли независимую оценку квалификации, в период действия свидетельства о квалификации, в том числе:
  • руководители организаций;
  • ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, назначенным руководителем организации;
  • ответственные за проведение противопожарного инструктажа в организации;
  • иные лица по решению руководителя организации.
  1. Сотрудники, которым необходимо пройти повышение квалификации. В их число входят:
  • ответственные за пожарную безопасность на объектах защиты, где могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты повышенной взрывопожароопасности и пожароопасности;
  • руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, обеспечивающих пожарную безопасность на объектах защиты, или назначенные ими ответственные;
  • главные специалисты технического и производственного профиля или исполняющие их обязанности сотрудники на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты повышенной взрывопожароопасности и пожароопасности, определяемые руководителем организации;
  • сотрудники, на которых возложена обязанность проводить противопожарный инструктаж;
  • сотрудники, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике;
  • иные лица, определяемые руководителем организации.

1 сентября 2022 года является одной из предполагаемых дат вступления в силу ряда изменений в области пожарной безопасности. Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила противопожарного режима». Он подготовлен с учетом причин и последствий крупных пожаров, гибели людей и направлен на исключение дублирующих, избыточных положений. Соответствующий проект постановления позволит реализовать еще ряд инициатив, которые будут направлены на уменьшение количества числа пожаров и их последствий.

В МЧС России продолжается работа по совершенствованию законодательства в области пожарной безопасности. Основная цель реформирования и развития системы противопожарного нормирования – это не допустить введения необоснованных и обременительных требований, при этом обеспечив достаточный уровень пожарной безопасности объектов.

Физические лица, осуществляющие деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности уже эксплуатируемых зданий и сооружений, будут проходить обязательную аттестацию. Порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2022 № 2106.

— не допускаются изменения конструктивных, объемно-планировочных, инженерно-технических и других решений, относящихся к системе обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, без разработки мер пожарной безопасности, применительно к новому назначению зданий, сооружений или помещений;

Изменениями в федеральные законы от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ужесточаются требования по контролю за лицензиатами, осуществляющими работы по монтажу и техническому обслуживанию средств противопожарной защиты.

Норма П

То есть, не действуют уже НПБ эти (кроме разве НПБ110 и НПБ104, которые исключены позже из данного списка Постановлением Правительства РФ от 19.12.2022г. № 2179). Получается юридическая коллизия. Не возможно инспектировать объекты и инспектировать их по документам, действие которых прекращено официально. По этому, наше Правительство, во главе с Мишустиным, обеспокоились и прониклись существующей проблемой, в результате чего выдали Постановление Правительства от 01.09.2022 №1464 которое как раз и устанавливает правила и нормы пожарной безопасности для указанных «старых» объектов.

А вот здесь есть изменения по жилым зданиям – появились нормы от 26 этажей и выше, тогда как в СП3.13130.2009 нормировались только 25 этажей самые высокие здания. И еще в пункте 7 по Театрам есть изменения в количестве зрителей, но это не так существенно, если вдуматься. Про организации общественного питания изменения только в числе этажности, написали «от 3 этажей» и теперь не понятно, как подходить если этажей менее трех!

б) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 – 5 типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Очень интересный пункт! Индульгенция, прямо скажем. Ну ладно подпункт «а», но подпункт «б» вообще огонь! Полуавтоматическое управление вообще фраза многозначащая! Охранник увидел что на панели ППК загорелся индикатор «пожар» и потом, почесав задницу, подумав пару минут, все таки ткнул пальцем в кнопку, от которой автоматически включилось оповещение в здании. Это в лучшем случае. А то может не спеша сначала выдвинулся на место предполагаемого пожара понюхать дым, чтобы потом вернуться и только тогда ткнуть пальцем в кнопку. Во какая полуавтоматика получается! А дистанционное и местное включение вообще огонь! Зачем автоматика? Люди сами, когда пожар разгорится, ткнут кнопку включения СОУЭ на этаже где горит …… если успеют, конечно.

Различие есть только в Примечании, но различие очень существенное. Пункт 5 допускает световые оповещатели, которые включаются только при начале оповещения. То есть в дежурном режиме они могут быть выключены. Тогда как в СП3.13130 такое не допустимо – световые оповещатели должны светиться в дежурном режиме. Также, пунктом 4, есть указание считать СОУЭ 3-5 типов автоматизированными системами, что имеет значение при разработке сметы на наладочные работы. Теперь есть основание включить пункт пусконаладки для СОУЭ отдельно и для прибора АПС отдельно.

Очень многие спрашивают нас – «А зачем это Постановление надо? Есть же уже СП484; СП485; СП486, СП3, которые регламентируют все эти вещи?» Поясняем. Все перечисленные СП разработаны в рамках исполнения требований ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который действует с 1 мая 2009 года. Но существует много объектов, которые запроектированы и построены ранее этой даты. Эти объекты существуют и на них необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. А какие требования? Вот в статье 4 пункт 4 ФЗ-123 написано как раз по этому поводу:

Вас может заинтересовать ::  Кто В Школе Кушает Бесплатно

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 4661).

принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2022 г. до 1 сентября 2022 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика;

1. Утвердить прилагаемый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа 2022 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика.

Перечень
национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

С 1 марта 2022 года вводятся новые программы обучения мерам пожарной безопасности

  • руководителей организаций, ИП и ответственных за обеспечение пожарной безопасности;
  • руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, обеспечивающих пожарную безопасность, и ответственных за такое обеспечение;
  • главных специалистов технического и производственного профиля на объектах проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (кроме многоэтажных жилых домов) и на объектах повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
  • лиц, проводящих противопожарный инструктаж (Приказ МЧС России от 5 сентября 2022 г. № 596).

Новым разделом противопожарных правил на территории поселений и населенных пунктов определяется порядок и вводятся ограничения использования открытого огня для приготовления пищи, сжигания мусора, травы, отходов и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса, землях населённых пунктов.

На всех лестничных клетках запрещается устраивать кладовые и другие подсобные помещения. Нельзя хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы. Внешние блоки кондиционеров также запрещается размещать на лестничных клетках и в поэтажных коридорах.

Запрещается снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов, препятствующие распространению пожара, а также проводить изменение объемно-планировочных решений и перенос инженерных коммуникаций, в результате которых ограничивается доступ к средствам пожаротушения.

Это достаточно объемный, подробный документ, включающий в себя 24 раздела, 458 пунктов, а также несколько приложений. Постановление устанавливает требования пожарной безопасности, определяет порядок поведения людей, порядок организации производства, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Запрещается хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы.

На объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации допускается не применять АУП для помещения в целом, при условии, что помещение защищается автоматическими установками локального пожаротушения или автономными установками пожаротушения.

19 Автозалы АТС, в которых устанавливается коммутационное оборудование квазиэлектронного и электронного типов совместно с ЭВМ, используемой в качестве управляющего комплекса, устройствами ввода-вывода, помещения электронных коммутационных станций, узлов, центров документальной электросвязи емкостью:

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения (далее — АУП) и системами пожарной сигнализации (далее — СПС) при их проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, а также при техническом перевооружении. При этом указанные АУП и СПС должны проектироваться в соответствии с требованиями СП 485.1311500 и СП 484.1311500 соответственно.

Здесь и далее высота здания (кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5) определяется по СП 1.13130. Высота здания класса функциональной пожарной опасности Ф5 измеряется от пола 1-го этажа до потолка верхнего этажа, включая технический, при переменной высоте потолка принимается средняя высота этажа.

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Таким образом, с 01.09.2022 специалистам по эксплуатации зданий необходимо:
— руководствоваться нормативными документами, представленными в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 815;
— провести проверку технической документации на предмет соответствия данной документации нормативным документам, установленным в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 815.

Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, по выбору проверяются на соответствие следующим национальным стандартам и сводам правил, включенным в:
— Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.07.2022 N 985, или новый перечень документов, если разработка начата в период с 01.08.2022 до 01.09.2022 ;
— Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, или новый перечень документов, если разработка начата до 01.08.2022 .

Обращаем внимание, что за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий предусмотрено наказание в виде административного штрафа до 300000 руб. (ч.1 ст.9.4 КоАП РФ).

Норма П

“В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».

Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 – 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации. То же самое. Ранее, таких допущений не было. Но это совсем не значит, что нужно срезать существующие в лифтовых холлах спринклерные сети.

  1. В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения. Не забудьте 5% добавить к замерам – это может помочь при выборе систем защиты.
  2. В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:

Различие есть только в Примечании, но различие очень существенное. Пункт 5 допускает световые оповещатели, которые включаются только при начале оповещения. То есть в дежурном режиме они могут быть выключены. Тогда как в СП3.13130 такое не допустимо – световые оповещатели должны светиться в дежурном режиме. Также, пунктом 4, есть указание считать СОУЭ 3-5 типов автоматизированными системами, что имеет значение при разработке сметы на наладочные работы. Теперь есть основание включить пункт пусконаладки для СОУЭ отдельно и для прибора АПС отдельно.

  1. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа. Думаю, что здесь закралась ошибка – пункт 5, а не пункт 7 имелся ввиду. В пункте 7 как раз ничего такого нет, чтобы его учитывать. А в пункте 5 указаны исключения. Видимо имелось ввиду, что даже если более 40% занято пожаротушением, то это все равно не значит требование монтировать пожаротушение везде и в туалетах тоже. Исключения и туалеты в том числе даже в этом случае, остаются исключениями. Только вот, что толку от того что я это озвучил – что написано пером, то не вырубишь топором. Пока к данному документу не будет уточнений и исправлений, придется оборудовать здание в целом установками АПТ, включая санузлы, бойлерные, тамбуры и прочее. Вот к чему приводит халатность тех кто нормы сочиняет и тех кто сочинения эти проверяет. Это закон, а не бульварное чтиво. Внимательнее нужно быть!
  2. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений. Это значит, что сначала собственник решил, в соответствии с пунктом 2, что на объекте будут выполняться требования ФЗ-123. А потом, в соответствии с пунктом 1 статьей 1 ФЗ-123, рассчитывается пожарный риск, и выясняется, что систем пожаротушения можно не монтировать. Или при обеспечении безопасной эвакуации людей. А это последнее, вообще не понятно что значит. Один скажет – «я обеспечил». А второй – «чем докажешь?» «Сейчас, поищу доказательства в кошельке». Так что, при конфликте интересов последнее не доказуемо. Но зато, какая лазейка, при полном совпадении интересов! Привет тебе, Коррупция!
  3. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации. Не радуйтесь! Это не взамен, а дополнительно!
Вас может заинтересовать ::  Минимальные Требования К Офисному Помещению Для Проектных Организаций

Приказ МЧС России от N 539; Об утверждении свода правил; Системы противопожарной защиты

4.3 Тип АУП, способ тушения, вид огнетушащих веществ, тип оборудования СПС определяются проектной организацией в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых объектов в соответствии с требованиями СП 485.1511500 и СП 484.1311500 с учетом положений настоящего свода правил.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2022 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а правила разработки сводов правил — постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил».

Под нормативным показателем площади помещения в таблице 3 настоящего свода правил понимается площадь части здания или сооружения, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости: перегородки — не менее EI 45, стены и перекрытия — не менее REI 45. Для зданий и сооружений, в составе которых отсутствуют части (помещения), выделенные ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под нормативным показателем площади помещения в таблице 3 понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения.

4.1 При определении необходимости защиты здания и его отдельных помещений автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следует в первую очередь определить необходимость защиты здания в целом (таблица 1), затем определить необходимость защиты каждого сооружения (таблица 2) и помещения (таблица 3), входящих в состав здания, и в заключении определить необходимость защиты оборудования, находящегося в помещениях здания (таблица 4). При этом наряду с требованиями, указанными в таблицах, также учитываются положения настоящего раздела.

7 Категории А и Б по взрывопожарной опасности с обращением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных горючих газов, горючих пылей и волокон (кроме указанных в пункте 11 настоящей таблицы и помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна):

Пожарная безопасность: изменения в 2022 году

На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 фонаря и 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.

  • В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных теперь должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
  • сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.
  • Предусмотреть ведение Журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, форму и порядок которого определяет руководитель организации. Журнал можно вести как в бумажном (в т.ч. путем ведения нескольких томов), так и в электронном виде. Большинство проверочных мероприятий, которые ранее требовали составления акта или протокола, теперь необходимо дополнительно фиксировать в этом журнале.
    1. Добавить в имеющуюся Инструкцию о мерах пожарной безопасности следующие положения:

        порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

    Запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

    С 1 сентября 2022 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона » Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2022 г. № 985».

    Теперь паспорт нужно разрабатывать не только в отношении населенных пунктов в случае их непосредственного примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на их землях (территории) хвойного (смешанного) леса, но и в случае их примыкания к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, мелиоративных защитных лесных насаждений, плодовых и ягодных насаждений).

    При этом в перечне появились новые редакции СП 30.13330.2022 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий», СП 59.13330.2022 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 60.13330.2022 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», а также СП 256.1325800.2022 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа», который ранее в нем отсутствовал.

    Действующие Пожарные Снипы На 2022 Год

    В соответствии со статьей 69. Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения, применяется Свод правил 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты, ограничение распространения пожара на объектах защиты», п.4.3 настоящего свода противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 1. Для ряда объектов защиты в настоящем своде правил приведены дополнительные требования к противопожарным расстояниям.

    Однако, в соответствии Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил», согласно СНиП 31-02-2001 применяется Свод правил 55.13330.2011, при проектировании и строительстве домов должны быть предусмотрены установленные настоящим сводом правил меры по предупреждению возникновения пожара, обеспечению возможности своевременной эвакуации людей из дома на прилегающую к нему территорию, нераспространению огня на соседние строения и жилые блоки, а также обеспечению доступа личного состава пожарных подразделений к дому для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей (п.6.1), противопожарные расстояния между домами, а также другими сооружениями должны соответствовать требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (п.6.2) в соответствии СНиП 2.07.01 .

    Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл.1*, а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий — по СНиП II-89-80 и СНиП II-97-76 (приложение №1), в п.9 приложении №1 — расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках принимаются по табл.1* (с учетом примеч.10 , взамен СНиП 2.08.01-89-утратил, новый СНиП 31-01-2003). Таблица 1*

    Пожарные проверки в 2022 году: что нужно знать предпринимателю, чтобы не получить штраф

    В план проверки предприятия попадают, если истёк установленный срок с момента ввода объекта в эксплуатацию или с момента последней проверки. Срок, который установлен для проведения плановых проверок, составляет от года до шести лет. Чем более высокая категория риска присвоена предприятию, тем чаще его проверяют. Всего таких категорий шесть, узнать свою можно с помощью калькулятора категорий риска на сайте МЧС России .

    Проверки пожарной безопасности делятся на плановые и внеплановые. 1 июля 2022 года в силу вступил №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Теперь официально вместо плановых и внеплановых проверок проводятся плановые и внеплановые контрольные или надзорные мероприятия. Но для удобства в этом тексте мы продолжим называть их пожарными проверками. Вот какие они бывают.

    Из-за пандемии коронавируса плановые проверки пожарной безопасности для малого и среднего бизнеса отменили. Но некоторым МСП проверки всё же придется пройти. В постановлении правительства РФ об отмене проверок есть ряд исключений, ознакомиться с ними можно в пункте 2, документ доступен по этой ссылке .

    В отличие от плановых проверок, о которых МЧС оповещает заранее, не ко всем внеплановым проверкам можно успеть подготовиться. Так, о выездной проверке уведомят не позднее, чем за 24 часа до её проведения. Но если проверка проводится из-за сообщения об опасной ситуации, то о ней компанию или предпринимателя не уведомят. О проведении выборочного контроля и инспекционного визита проверяемых также заранее не уведомляют.

    За нарушение требований пожарной безопасности грозит наказание. Чем серьёзнее нарушение — тем строже санкции. Так, за простое нарушение можно получить предупреждение или штраф в 20-30 тысяч рублей для ИП или в 150-200 тысяч рублей для юрлиц. Максимальная сумма штрафа составляет один миллион рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Подробнее о штрафах можно узнать в статье 20.4 КоАП РФ .

    в) наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности ”Пожарная безопасность”, либо высшее образование по направлению подготовки ” Техносферная безопасность ” (профиль – ”Пожарная безопасность”), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе – программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности. Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    5116. О принятом решении лицензирующий орган информирует лицензиата в течение рабочего дня в порядке, установленном пунктом 518 настоящего Положения, и вносит сведения о приостановлении действия лицензии в реестр лицензий. Уведомление должно содержать ссылку на сведения о приостановлении действия лицензии из реестра лицензий,размещенные в информационно-телекоммуникационной сети ”Интернет”.

    511. Лицензиат обязан не позднее 5 рабочих дней с момента подписания договора (контракта) на выполнение работ (оказание услуг), указанных в приложении к настоящему Положению, а при отсутствии такого договора (контракта) – до начала их фактического осуществления уведомить об этом в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе ”Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)“ (www.gosuslugi.ru) лицензирующий орган.

    Официально опубликован Федеральный закон от 11.06.2022 № 168-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О пожарной безопасности” и статьи 1 и 22 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Какие новые требования по пожарным лицензиям МЧС на монтаж, обслуживание в 2022 году. Какме изменения по пожарной лицензии 2022 — 2022 году и что нужно сделать?

    С 1 марта 2022 года, в развитие положений, вступит Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2106 “О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию”.

    Своды правил (СП) — документы в области стандартизации, утверждённые федеральным органом исполнительной власти России или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в которых содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяются на добровольной основе.

    Строительные нормы и правила (СНиП) — совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Система нормативных документов в строительстве в СССР действовала наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ. С 1995 года СНиПы являлись частным случаем технических регламентов. В 2010 году существующие СНиПы были признаны сводами правил(СП).

    С момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» произошли большие изменения в системе нормативных документов в строительстве. По существу, создается новая система. Основные изменения связаны с такими видами документов, как СНиП и СП. Вид СНиП относится к старой системе, вид СП относится и к старой и к новой системе, так как в установленном Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ перечне видов документов по стандартизации СП указаны, а СНиП нет. Вид документов СП существовал и до Закона N 184-ФЗ. За прошедший период многие СНиП были актуализированы, по мере актуализации утверждались в качестве новых Сводов правил, некоторые СНиП отменялись, некоторые не отменялись, разрабатывались новые СП. Процесс продолжается и по сей день. Вместе с тем существуют старые СНиП и СП (и отмененные, и неотмененные), которых актуализация не коснулась.

    Данные Требования распространяются на здания, сооружения, помещения, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Техрегламента о требованиях пожарной безопасности (т.е. до 29 апреля 2009 года).
    Согласно данному документу объекты защиты оборудуются противопожарными системами в соответствии с установленными критериями оснащения :

    Постановлением Правительства РФ от 01.09.2022 N 1464 утверждены обновленные Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые будут действовать с 1 марта 2022 года до 1 марта 2027 года.

    В случае если площадь здания или помещения превышает нормативный показатель максимум на 5%, допускается защита объекта системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения. Лифтовые холлы и безопасные зоны можно оборудовать только сигнализацией.
    Также в документе приведены:

    Пожарная безопасность: изменения в 2022 году

    На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 фонаря и 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.

      Добавить в имеющуюся Инструкцию о мерах пожарной безопасности следующие положения:

        порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

    Запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

  • В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных теперь должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
  • сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.
  • Предусмотреть ведение Журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, форму и порядок которого определяет руководитель организации. Журнал можно вести как в бумажном (в т.ч. путем ведения нескольких томов), так и в электронном виде. Большинство проверочных мероприятий, которые ранее требовали составления акта или протокола, теперь необходимо дополнительно фиксировать в этом журнале.
  • Вступает в силу новый Перечень обязательных к применению национальных стандартов и сводов правил

    Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, по выбору проверяются на соответствие следующим национальным стандартам и сводам правил, включенным в:
    — Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.07.2022 N 985, или новый перечень документов, если разработка начата в период с 01.08.2022 до 01.09.2022 ;
    — Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, или новый перечень документов, если разработка начата до 01.08.2022 .

    Таким образом, с 01.09.2022 специалистам по эксплуатации зданий необходимо:
    — руководствоваться нормативными документами, представленными в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 815;
    — провести проверку технической документации на предмет соответствия данной документации нормативным документам, установленным в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 815.

    Обращаем внимание, что за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий предусмотрено наказание в виде административного штрафа до 300000 руб. (ч.1 ст.9.4 КоАП РФ).

    Adblock
    detector