Защита Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения В Конституционном Правосудии

Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». Одним из направлений, одновременно являющимся и механизмом социальной защиты, и правом на судебную защиту права на социальное обеспечение является формирование и развитие в нашем государстве института квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи. Развитие указанного института связывается с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8], который заложил фундамент для формирования негосударственной системы оказания адвокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреждаемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. Развитие бесплатной юридической помощи в России показывает рост количества видов бесплатной помощи малоимущим гражданам, а также количества субъектов, которым она оказывается – помимо сферы социального обеспечения она оказывается и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семейных прав, по защите прав потребителей.

Немаловажную роль в судебной защите социальных прав играют конституционные (уставные) суды субъектов РФ в тех регионах, где их формирование предусмотрено законодательством. Суды субъектов РФ в результате анализа правового регулирования, связанного с обеспечением социальной защиты граждан в субъектах РФ, разрешают дела о проверке соответствия отдельных законов субъектов РФ Конституции РФ, формулируют правовые позиции, которые имеют существенное значение для проведения единой социальной политики на территории субъекта РФ и соблюдения конституционных принципов равенства и справедливости.

Защита социальных прав конституционным правосудием в России Батаева Татьяна Васильевна

О новизне исследования свидетельствуют конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой регламентации основных социальных прав, правоприменительной практики Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также конституционного судоустройства.

Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых, исследователей и специалистов в области теории государства и права, конституционного, международного, семейного, жилищного и трудового права, а также других отраслей. Нормативной основой исследования явилась Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, а также федеральное и региональное законодательство, регулирующее социальные права граждан, относящееся к предмету исследования, а также гарантирующее их защиту. Проанализированы проекты нормативных правовых актов, научные публикации, статьи и статистические данные, затрагивающие подлежащие разработке проблемы. Эмпирическую базу составили результаты социологических исследований, правоприменительная практика, доклады Уполномоченного по правам человека в РФ. Изучены и использованы правовые позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Институт омбудсмена — уполномоченного по правам человека призван способствовать установлению в обществе такой системы ценностей, когда социальные прав граждан оказываются приоритетными при решении всего комплекса социальных проблем «Государство и право» ст. «История становления и развития института Уполномоченного по правам человека в России» от 11.01. 2004 — с. 1.

Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий: во-первых, это материальное содержание анализируемого права (право на возмещение ущерба, причинённого незаконными действиями органами государственной власти либо их должностными лицам). Во-вторых, это процессуальное содержание (право на индивидуальную, коллективную жалобу в Конституционный Суд РФ).

Вас может заинтересовать ::  Как Получить Пособие Если Служил Рядом С Чернобылем

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Защита права – это различные меры защиты граждан, подразумевающие нормы разных отраслей права (права трудового, социального, гражданского, экологического, жилищного и т.д.), и реализуемые с помощью разных способов и форм, предусмотренных национальным и международным законодательством о защите прав граждан.

Самозащиту можно рассматривать, как возможность контролировать, инициировать, воздействовать на процесс защиты от начала до конца, осуществляя взаимодействие с органами государственной власти. Органы власти играют большую роль при реализации самозащиты социальных прав граждан. Самозащиту социальных прав можно реализовывать через органы исполнительной, законодательной, судебной власти, через органы местного самоуправления.

Защита Конституционным Судом РФ права на социальное обеспечение

Как показывает статистика, которая отражается на официальном сайте Конституционного Суда РФ, на практике часто оспаривается конституционность регламентации вопросов социальной защиты (социальное обеспечение отдельно не выделено в статистическом учете Суда, но, исходя из других имеющихся категорий (право на судебную защиту, политические права, здравоохранение и т. д.) в данных статистики Суда, в данном случае подразумевается именно социальное обеспечение). Так, в 2022 г. из 3701 обращений по вопросам конституционного статуса личности 945 (25,5 %) касались социальной защиты; в 2022 г. из 3734 обращений по вопросам конституционного статуса личности 945 (25,3 %) касались социальной защиты; в 2022 г. из 4487–980 (21,8 %); в 2022 г. из 4296–881 (20,5 %); за 11 месяцев 2022 года из 3551 обращения по вопросам конституционного статуса личности 748 (21 %) обращений были отнесены к категории социальная защита [20].

Как показывают научные исследования [6] в области оспаривания конституционности регламентации вопросов социальной защиты за последние годы субъектами (как индивидуальными, так и коллективными) обращений в суд по вопросам социального обеспечения зачастую выступают: пенсионеры (Постановление КС РФ от 19.11.2022 № 29-П), в том числе получающие пенсию на особых условиях в связи с особенностями правового статуса, например, проходящие службу в органах внутренних дел (Постановление КС РФ от 18.06.2022 № 24-П), ветераны войны и труда (Постановление КС РФ от 06.02.2014 № 2-П), граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате чернобыльской катастрофы (Постановление КС РФ от 08.02.2022 № 7-П), инвалиды (Постановление КС РФ от 26.02.2022 № 10-П); безработные (Постановление КС РФ от 11.10.2022 № 19-П) и др.

Реализация и защита конституционных прав и свобод гражданина

Конституция России в статье 26 закрепляет право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности. Национальность — это принадлежность лица к этнической группе, характеризуемая родным языком, особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, позволяющими лицу идентифицировать себя. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип национальной самоидентификации — определение национальной принадлежности связывается не столько с национальностью родителей, сколько с осознанием лицом своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям духовно связанным общим языком и культурой.

Трудовое законодательство предусматривает, что в тех случаях, когда договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вас может заинтересовать ::  2022 Год Срок Стойкой Ремиссии Для Больных Хроническим Алкоголизмом С 2022

Защита Прав Граждан В Сфере Социального Обеспечения В Конституционном Правосудии

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Несмотря на то, что данная норма устанавливает основные и ключевые направления всей практической реализации основных направлений социальной политики, одновременно она закладывает основы юридической регламентации возникающих отношений и правовой статус субъекта в праве социального обеспечения. В частности, действительно, статья 7 Конституции РФ – это норма, закрепляющая все содержание проводимой государством социальной политики.

В этой связи социальная защита включает такие ключевые направления как семейная и пенсионная политика, политика в области оплаты труда и обеспечения, условия осуществления трудовой деятельности и др. С другой стороны, статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает главные правомочия субъектов в праве социального обеспечения (право на пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями и компенсационными выплатами, защиту от безработицы, охрану труда и право на получение достойной оплаты за проделанную работу, социальное обеспечение как самого лица, так и членов его семьи) и корреспондирующие им обязанности со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (обязанность по предоставлению основных видов социального обеспечения, по проведению мероприятий по социальной защите и социальному обеспечению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.).

В первом Определении речь идет о том, что, устанавливая в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовых пенсий в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч. 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения, отметил Суд, соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Суд опирался на правовые позиции, изложенные Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 июня 2004 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пунк-
та 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”», которые применимы и при оценке оспариваемой нормы подп. 1 п. 1 ст. 28 этого же Федерального закона. Оспариваемая норма исключает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам без разумного на то оправдания, чем нарушаются требования ст. 19, 38 (ч. 1 и 2) и 39 (ч. 1) Конституции РФ и имеет место несоразмерное ограничение конституционного права отцов детей-инвалидов с детства, воспитавших их без матерей, на пенсионное обеспечение на льготных условиях.

Вас может заинтересовать ::  Детализация Косгу 302 Счета

Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государст-
венной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров.

Способы защиты прав граждан по социальному обеспечению

Одним из наиболее непростых вопросов соцзащиты, пожалуй, следует назвать защиту материнства и детства. Ст. 38 Конституции Российской Федерации [1] закрепляет институт защиты материнства и детства. Воспитание детей — право и обязанность родителей. Однако законодательству в этой сфере, в силу большого количества нормативно-правовых актов, не хватает системности, акты разобщены и носят разрозненный характер. Так, например, СК РФ в ст. 139 [2] обязует некоторых лиц сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а УК РФ в ст. 155 [3] установлена ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Подобные противоречия строят препятствия применению охраны прав лиц, так как, привносят некоторые характеристики, условия в отношении тайны — ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции [27, c. 66].

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

право на социальное обеспечение — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических (и большинства бывших социалистических) стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты… … Большой юридический словарь

Adblock
detector