Какаятеория Есть У Лужина Роман Преступление И Наказание

Теории героев в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф

1) Теория бедного студента Родиона Раскольникова основывается на страшном разделении всего человечества на две категории: первые — это сильные люди, подобные Наполеону, которым позволено ради благой цели все, даже убийство и остальные, так называемые «твари дрожащие», безликая толпа.

3) Пётр Лужин — деловой человек с неизменной теорией «целого кафтана», полностью построенной на получение собственной выгоды. Согласно ей, каждый человек должен думать и заботиться только о себе, только в этом случае ему удастся сохранить свой кафтан в целости и сохранности.

В чём заключается теория Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Петр Петрович представлен достигшим положения и достатка своими силами адвокатом, «деловым человеком». Он решил, что жена ему нужна из бедной семьи, страдавшая, пережившая трудности, однако она должна быть умной и образованной. Такая будет всю жизнь его благодарить, а он лишь снисходительно позволять себя любить.

Адвокат берет в жены бесприданницу, бедную, однако образованную и умную Дуню Раскольникову, следуя принципам, изложенным в своей теории о бедных женах. Странно выглядит эта пара: жених невесту не любит, лишь желает облагодетельствовать по расчету; невеста, которая не задумывается, любит ли она Петра Петровича. Дуня жертвует собой, чтобы, выйдя замуж за обеспеченного Лужина, помочь брату и матери.

По лекалам Достоевского, каждый герой его произведений неоднозначен. Зачастую они не отличаются высокими моральными качествами в силу разных жизненных обстоятельств. Вместе с тем, они имеют четкую позицию, выражаемую писательским пером. Для позиционирования убеждений персонажей часто используется определение «Теория». Например, своя теория есть у Раскольникова и Порфирия Ивановича. Есть теория у такого персонажа как Лужин.

Разумихин продолжает почти в шутку эту теорию, говоря, что с такими идеями скоро для собственного блага скоро можно будет людей резать. Конечно, это эгоистичная теория, которая только оправдывает, например, жадность и жестокость. Она является и самооправданием для него, когда он пытается унизить Дуню Раскольникову, обижает Соню Мармеладову. Эта теория отражает и мысли Раскольникова, гипертрофирует их, делая совсем уж страшными. Вообще, Петр Лужин выступает одним из двойников Родиона. Не лучшим, это уж точно!

Господин Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Свидригайлова подозревают в совершении нескольких страшных преступлений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. В этом заключается основное сходство Свидригайлова и Раскольникова.

По лекалам Достоевского, каждый герой его произведений неоднозначен. Зачастую они не отличаются высокими моральными качествами в силу разных жизненных обстоятельств. Вместе с тем, они имеют четкую позицию, выражаемую писательским пером. Для позиционирования убеждений персонажей часто используется определение «Теория». Например, своя теория есть у Раскольникова и Порфирия Ивановича. Есть теория у такого персонажа как Лужин.

Теория «целого кафтана» гласит о том, что каждый человек должен заботиться лишь о себе и собственном благе, потому что человек по природе своей эгоист. Только заботясь о себе самом, каждый сможет сохранить на себе целый кафтан. Если же пытаться помочь другому, то и он получит лишь половину кафтана, и ты останешься ровно с тем же. Лужин приводит в пример народную поговорку: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь».

Характеристика Лужина важна для понимания теории Раскольникова, так как персонаж является двойником главного героя. Теории Лужина являются отражением мировоззрения Раскольникова, они показывают герою несостоятельность его теории о «право имеющих» и «тварей дрожащих».

Вас может заинтересовать ::  Могу Ли Я Отказаться От Ребёнка В Пользу Отца

В чём заключается теория Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Лужин — русская разновидность французского буржуа, как его понимал Достоевский и как описал его в «Зимних заметках о летних впечатлениях». Лужин менее отесан, менее культурен, он стоит не в конце, а в начале процесса. Лужин блестит, как новенький грош, он даже может быть назван красивым, но вместе с тем его красивая и солидная физиономия производила неприятное, даже отталкивающее впечатление. Он подловат, не брезглив морально, сеет сплетни и выдумывает сплетни. Лужин не понимает ни бескорыстной честности, ни благородства. Разоблаченный и выгнанный Дуней, он полагает, что может еще все поправить деньгами. Ошибку свою он и видел преимущественно в том, что не давал Дуне с матерью денег. «Я думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон. Тьфу. Нет, если б я выдал им за все это время, например, тысячи полторы на приданое, да на подарки… так было бы дело почище и… покрепче!»

Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание капиталов, в делание карьеры. Выскочка, нувориш, и он по-своему ломал старую патриархальную цельность, и он себя причислял к «новым людям» и думал оправдать, свою грязную практику современными теориями, Лужин называл себя человеком, разделяющим убеждения «поколений наших».

Образ Лужина в романе Преступление и наказание

Раскольников поверил в утопическую идею о делении людей на великих и посредственных. По его мнению, есть те, что, подобно Наполеону, способны вершить историю. Но их мало. Большинство же — серая никчемная масса. Родиону Романовичу очень хотелось верить, что он относится к первой категории. Правда, после совершения преступления он начал подозревать, что его теория имеет некоторые недостатки. Есть в человеческой жизни чувства, любовь. А есть расчетливость, рациональность. Логика жизни опровергает даже самую передовую теорию. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» символизирует расчетливость.

Для чего автор ввел образ Лужина в роман «Преступление и наказание»? Принято полагать, что этот герой является двойником Раскольникова. В отличие от студента, Лужин — человек преуспевающий, успешный, способный достигнуть цели. Он вызывает неприятные чувства у Раскольникова. Вместе с тем главной особенностью образа Лужина в романе «Преступление и наказание» является готовность переступить через преграды. То есть этот персонаж обладает качествами, которые необходимы были Раскольникову для осуществления его преступного плана. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» — это словно темная сторона души главного героя.

Это теория Лужина. Давно уже он мечтал жениться, всё деньги копил да ждал. Ждал не любовь, не родную душу, а девицу благонравную, красивую, образованную и. бедную. На слове «бедная» в глубочайшем секрете делался особый акцент, поскольку такая девушка наверняка уже испытала на своем веку немало несчастий и бед, была запуганной, а отсюда впоследствии и бесконечно благодарной своему избавителю. Она непременно «приникнет» перед ним, будет благоговеть, подчиняться во всём и удивляться только ему. И вот настал тот момент, когда всё совпало. Есть состояние, намечаются грандиозные планы по завоеванию высшего света Петербурга, а здесь и Дуня – идеальная претендентка на роль красивой, умной, но бедной невесты, а в дальнейшем – покорной и даже подобострастной жены успешного мужа. В мечтаниях своих он уже владычествовал над её душой и телом, и вдруг! Нет. Он получил «отставку». И от кого? От бедного студентишки, заносчивого молокососа – Родиона, который выставил его за порог. Он не мог этого снести. Уязвлённый, он всё своё негодование и безмерную злость собрал и втиснул в шарик-месть. А бросил он его не куда-нибудь, а в желаемом направлении: Соня Мармеладова была ложно обвинена в краже денег, им же и подброшенных в её карман.

По приезду в Петербург Лужин на правах жениха отправился навестить Раскольникова. Переступил порог он с чувством благодетеля и с нескрываемым желанием выслушать как можно больше сладких комплиментов в свой адрес. Безмерное тщеславие, крайняя степень самоуверенности или, лучше сказать, самовлюблённости, сыграли с ним дурную шутку. Пробившись «в люди», возвысившись из ничтожества, он привык любоваться своей внешностью, своим умом, способностями, и до того доходило, что иногда, наедине, он заглядывался на своё лицо в зеркале. А еще он чрезвычайно любил деньги. Свои, чужие, добытые в труде или иными способами – не важно, главное – само их наличие. Ведь они помогали ему возвыситься над себе подобными и равняли его с теми, кто был выше его. Что ж, почва для сватовства на Дуне самая что ни на есть «плодородная». Но было и ещё кое-что …

Вас может заинтересовать ::  Льготы Пенсионеры В Санкт-Петербурге На Городской Транспорт

Хотелось ему взять в жены девушку бедную, скромную, с хорошим воспитанием, образованную – но, в, то же время, забитую и скованную (чтобы не было желания выражать свои мысли и стоять на своем). Теория Лужина, по сути, скупа. Она преследует молчаливое благоговение перед мужчиной – благодетелем, чем-то схожее с отношениями домашней собаки и ее хозяина.

Адвокат женится на бедной девушке, бесприданнице, Дуне Раскольниковой. Однако берет он ее в жены не по любви, а из жалости. Его удел – благодетельствовать. Потому данный союз по расчету он считает подвигом и причисляет к ряду своих достижений. Впрочем, сама девушка не задумывается о том, любит ли она мужа. Это своеобразная жертва. Будучи женой такого обеспеченного человека, Дуня обретает возможность финансово помочь брату и матери.

Описание такого героя, как Лужин, характеристика его другими героями романа носит крайне негативный оттенок. Они называют его негодяем, мошенником и опустившейся личностью. Это показывает реальную судьбу красивого героя, который занимает высокое положение в обществе.

Например, Дуня, которую Лужин видел своей избранницей, считает его недостойным человеком. Раскольников убедился в несостоятельности собственной теории. И хотя он не признает идей Лужина, Родион находит немало общего с его взглядами. Потому приходит горькое разочарование в своих мыслях и устоявшихся ценностях.

Молодость, бедность, благонравие, воспитание и ум Дуни бесповоротно прельщали героя. Петру Петровичу нравилась запуганность девушки. Лужин отмечал для себя, что Дуня пережила много несчастий и трудностей в жизни. Если муж избавит ее от этого, она будет благодарить его вечно. Дуня воспримет мужа спасением, благословением. Так думал Петр Петрович. Красота Авдотьи поражала Петра Петровича, беспомощность – раззадоривала. Герой ожидал от супруги благоговейного унижения. Есть у Лужина и корыстные помыслы. Мужчина надеется, что Дуня поможет ему завоевать более высокое положение в обществе.

Со своими вещами и собственностью Лужин обращался «почтительно». Видимо, герой любил быть «при параде»: об этом пристрастии свидетельствовали, в частности, те самые перчатки. «Жувеневские» перчатки обычно даже не надевали на руки: этот предмет гардероба носили в руках. Батистовые платочки Петр Петрович душил парфюмами. Образ Лужина дополнялся золотым лорнетом, который мужчина придерживал левой рукой. На пальце мужчины красовалось огромное, массивное, красивое кольцо, украшенное желтым драгоценным камнем.

Теория Лужина о бедных женах

«. в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля. «

«. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному. «

Лужин — прямолинейно-примитивный человек. Он — сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории «наполеонизма» — возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников.

Вас может заинтересовать ::  Льготы И Выплаты Инвалидам 3 Группы В Беларуси

Многим крайне нуждающимся оказал финансовую помощь Свидригайлов: семье Мармеладовых на похороны Катерины Ивановны и устройство сирот, семье своей несостоявшейся невесты, Соне на жизнь в Сибири. Конечно, Свидригайлов это сделал не от широты души, а пытаясь заглушить муки совести. Тем не менее, деньги пошли на доброе дело.

Краткая характеристика лужина преступление и наказание

Лужин — нувориш. Этот человек только начинает «выбиваться в люди». И всем своим внешним обликом он хочет обратить внимание окружающих на свое приобретенное благосостояние. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» сводится к описанию одежды и работы парикмахера, который проводит над головой и бакенбардами этого господина весьма тщательные манипуляции. У него приятная внешность, лет ему около сорока пяти, но выглядит он несколько моложе. Одежда его безупречна и имеет модный покров.

Наряду с Лыжиным в качестве прототипа Лужина называют и мужа сестры писателя Петра Андреевича Карепина[7]. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку. В 1844 году, выйдя в отставку и нуждаясь в деньгах, Достоевский решает отказаться от своей доли наследства за 1000 рублей серебром, однако Карепину, считающему себя опытнее в деловых и жизненных вопросах, не нравится как этот план, так и образ мыслей Достоевского вообще. Например, в одном из писем Карепин пытается образумить Достоевского так: «Вам ли оставаться при софизмах портических, в отвлеченной неге и лени Шекспировских мечтаний? На что они, что в них вещественного, кроме распаленного, раздутого, распухшего — преувеличенного, но пузырного образа?» — «Если вы считаете пошлым и низким трактовать со мною о чем бы то ни было. то все-таки вам не следовало бы так наивно выразить своё превосходство заносчивыми унижениями меня, советами и наставлениями, которые приличны только отцу, и шекспировским мыльным пузырем. Странно: за что так больно досталось от вас Шекспиру. Бедный Шекспир!» — отвечает ему Достоевский. В другом письме Фёдор Михайлович прямо замечает Карепину: «Вы человек деловой, Петр Андреевич, Вы и с нами действуете, как человек деловой, не иначе, и так как Вы человек деловой…»[8]. При этом некоторые исследователи склоняются к тому, что образ Карепина, созданный Достоевский на основании писем, не вполне точен, приводя слова брата писателя, называвшего опекуна «не просто добрым, но евангельски-добрым человеком» (да и просьбу Достоевского Карепин в итоге удовлетворил, выделив ему желаемую сумму из собственных средств)[9].

Теоретический» двойник Раскольникова (Лужин) (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Поведение Лужина и все его идеи (описанная выше теория и теория, согласно которой, женщина должна относится к своему мужу как к благодетелю) помогают понять признак эгоизма в теории Раскольникова. Убийство старухи-процентщицы и ее сестры схоже с омерзительными поступками Лужина тем, что они оба руководствуются принципом о том, что для того, чтобы достигнуть нужного результата, можно пользоваться любыми средствами.

Основное сходство между персонажами заключается в том, что у обоих есть собственные теории. Теория главного героя гласит о том, что в обществе есть деление на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Герой убежден в том, что человек может совершить плохой поступок ради всеобщего блага. Теорию Лужина принято называть «теорией целого кафтанов». Эта теория основана на убеждениях о том, что каждый человек должен заботиться лишь о собственном благополучии, ведь именно в этом случае у него останется целый кафтан; если же человек будет помогать другому человеку, то не будет кафтана в полной сохранности ни у него, ни у того человека, которому он будет помогать. Видна схожесть теорий двух персонажей; теория Лужина становится доведенной до крайней точки теорией Раскольникова.