Какие Грузы Возили В Афганистане

Воздушный катафалк»: как перевозили тела погибших в Афганистане

Помимо прочих функций, эти самолёты вывозили на Родину тела погибших (так называемый «груз-200»). Первый такой рейс из Баграма в Ташкент в январе 1980 года совершил подполковник Александр Войтов. К этому времени за южной границей СССР нашли смерть уже 89 бойцов.
Название «Чёрный тюльпан» не имеет общепризнанной истории происхождения. По одной из версий, оно было дано в честь похоронного бюро из Ташкента. Именно здесь делали для Афганистана оцинкованные деревянные гробы, обитые красным кумачом. Сначала русские солдаты перенесли это наименование на местные морги, принимавшие «тела погибшего личного состава», а затем и на доставлявшие их самолёты.

Перед загрузкой погибших в самолёт их одевали в военную форму старого образца с брюками галифе. Однако, как вспоминали свидетели, порой одежды на всех не хватало. Сама процедура погрузки завершалась ружейным залпом в память о бойцах
За один раз «чёрный тюльпан» вывозил до 18 гробов, которые, как правило, сопровождали сослуживцы погибших. Гробы первоначально не запаивались, так как грузовой отсек АН-12 не являлся герметичным. Запайка производилась позднее, во время промежуточной стоянки в Ташкенте. Для советского командования было принципиально важным, чтобы ни один боец не остался лежать между афганских камней. Маршрут каждого «чёрного тюльпана» составлялся с посадками в нескольких точках Советского Союза. В конкретном городе получателем «груза-200» был местный военкомат, который уже передавал тело родным. В самые тяжёлые дни конфликта на север вылетало сразу по несколько АН-12. Всего таким образом на Родину было доставлено 15 тысяч мёртвых советских солдат и офицеров.

Какие Грузы Возили В Афганистане

1979-1989 г. История «Черного тюльпана». Краткий очерк.
—-
По поводу самого названия «черный тюльпан» существует довольно много версий. Наиболее вероятным представляется его восхождение к принятой афганской армии традиции печатать в военных газетах некрологи и фото погибших в обрамлении орнамента из черных цветов — степных тюльпанов. Так же повелось тогда и в СССР, самолет с гробами и телами погибших на той войне неофициально назывался «черный тюльпан» …

Про военный транспортник Ан-12 слышали даже далекие от авиации и военного дела. Известный по песням Розенбаума «черный тюльпан», это именно он и есть — Ан-12. Приказом по 40-й армии уже с первых дней афганской войны было установлено, чтобы ни один погибший или раненый не был оставлен на поле боя — «живой или мертвый, каждый должен быть обязательно возвращен». Вопрос о похоронах погибших в Афганистане рассматривался на самом высоком уровне в Политбюро ЦК КПСС. Поначалу для павших на далекой войне предлагалось устроить свое кладбище где-нибудь под Ташкентом, подобно Арлингтону, служащему местом захоронения всех погибших, однако решили, что такой мемориал сооружать нецелесообразно. Вместе с тем это означало необходимость доставки тел погибших для похорон по месту жительства или призыва, а эти места назначения охватывали всю территорию СССР, находясь за тысячи километров от места службы.

Первый рейс с «грузом 200» был выполнен 29 декабря 1979 года. Это были 11 погибших при захвате дворца Амина и других объектов в Кабуле, за которыми прибыл Ан-12, доставивший их в Самарканд, затем, в Ташкент, откуда первых погибших на той войне отправили к местам последнего пристанища. Такой путь с пересадкой понадобился по причине того, что тогда только центральный окружной военный госпиталь Ташкента обеспечивал подготовку тел к длительной транспортировке с запайкой в цинковый гроб — тот самый «цинк», или «груз 200» приобретший вскоре печальную известность. Всего в декабре 1979 года при вводе войск в Афганистан погибли 86 солдат и офицеров.

Вас может заинтересовать ::  Может Ли Супруг Получать Декретные Выплаты И Работать

Основная масса материальных средств и военной техники до перевалочных баз перевозилась по железной дороге, а далее автомобильным транспортом. Горючее доставлялось по железной дороге до складов в Термезе и Кушке, а далее по трубопроводу или баржами по реке Амударья. Скоропортящиеся и срочные грузы, а также личный состав перевозились самолетами ВТА и МГА.

людские — перевозки пополнения, увольняемых в запас военнослужащих и служащих СА в отпуска и по замене;
оперативные — перевозки частей (подразделений), поступающих в состав действующей армии, или при их замене и передислокации, а также боевой и другой техники для укомплектования войск;
снабженческие — перевозки материальных средств и строительных грузов;
эвакуационные — перевозки больных и раненых, вооружения, техники и другого имущества для ремонта на заводах и базах на территории СССР.

Логистика НАТО в афганской войне — NATO logistics in the Afghan War

Другой, более южный маршрут начинается в Поти , Грузия, на берегу Черного моря и продолжается в Баку , Азербайджан, где товары переправляются на баржи и переправляются через Каспийское море . Поставляет землю в Туркменистане, а затем движется по железной дороге через Узбекистан, прежде чем прибыть на границу с Афганистаном. В 2010 году по этому маршруту проходила треть трафика NDN. Более одной трети всего несмертоносного оборудования, включая топливо, одежду и продукты питания, использовавшееся Министерством обороны США в Афганистане, когда-то проходило через Баку.

В начале 2012 года был достигнут прогресс в открытии маршрутов, и Пакистан разрешил использовать свое воздушное пространство для перевозки скоропортящихся продуктов питания. После обзора американо-пакистанских отношений и определения того, что необходимо для восстановления двусторонних отношений между обеими странами, пакистанский парламент в апреле 2012 г. отменил решение о возобновлении линий снабжения НАТО через правительство. антиамериканские настроения в стране, пакистанское правительство неохотно открывает линии и откладывает свое решение до тех пор, пока Соединенные Штаты не отреагируют положительно на требования Пакистана, изложенные в парламентских рекомендациях, таких как извинения США за нанесенный в ноябре 2011 года удар НАТО по пакистанским блокпостам, привлечение к ответственности лиц, участвовавших в ударе, и прекращение авиаударов США с беспилотников. Переговоры между Пакистаном и Америкой провалились в апреле 2012 года после того, как Пакистан не смог получить безоговорочные извинения от Америки за воздушный удар по пакистанским контрольно-пропускным пунктам вдоль афгано-пакистанской границы . Белый дом отказался извиниться после нападений талибов в Кабуле и других городах Афганистана 15 апреля 2012 года , который по данным военных и разведывательных служб США пришли в направлении сети Хаккани , группа работает с базы в Северном Вазиристане в Пакистане племенной пояс. Официальные лица Пакистана заявили, что не могут открыть маршруты поставок НАТО в Афганистан без извинений. Пакистан решил возобновить работу линий снабжения после того, как 3 июля 2012 года госсекретарь США извинилась за инцидент в Салале. 31 июля 2012 года между официальными лицами США и Пакистана было подписано соглашение, которое позволит колоннам снабжения НАТО пересекать границу Афганистана из Пакистана до конца 2015 года, то есть на один год позже крайнего срока вывода боевых сил США.

Вас может заинтересовать ::  Как Обманывают С Пропиской В Москве

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ общ. протяженность автодорог Афг-на к 1979г. составляла 18,3тыс.км, из них 15% с твердым покрытием. Ср. плотность автодорог — 2,8км. на 100кв.км. территории. Наиболее обеспечены дорож. сетью юго-западный и центральный р-ны Афг-на. Автодорожная сеть страны связана с городами сопредельных государств 13 маршрутами. Тех. состояние дорог с твердым покрытием сравнительно высокое и допускает движение автотранспорта со скоростью 60—100км/ч при массе трансп. средств 60—80т. Ср. пропускная способность дорог 3-4тыс. автомобилей в сутки, дорог с твердым покрытием 6-8тыс. При помощи СССР построены совремённые автодороги Шерхан-Кабул и Кушка-Герат-Кандагар, которые позволили установить прямую автодорожную связь между СССР, Пакистаном и Индией. Основой дорожной сети являлась кольцевая автомагистраль Кабул— Пули-Хумри—Шибарган—Герат-Кандагар— Кабул и отходящие от нее 7 дорог к границам сосед, государств: к границе с СССР 4 дороги: Пули-Хумри — порт Ширхан; Мазари-Шариф—Хайратон; Герат—Кушка; Янги-Арык—Хуштапа; к границе с Ираном дорога Герат— Исламкала; к границе с Пакистаном 2 дороги: Кандагар— Спинбальдак; Кабул—Торхам. Автотранспорт в Афг-не — осн. вид транспортной системы страны. На его долю приходится подавляющая часть внутр. и внеш. грузооборота. Большая часть территории (около 85%) труднопроходима и непроходима для боевой и транспортной техники. Высокие и средневысокие горы и нагорья (горы Гиндукуш, Сулеймановы хребты: Ваханский, Сефид-Кух (Паропамиз), нагорье Хазараджат), занимающие центр, и вост. части страны образуют мощную преграду протяженностью около1500км. и шир-й до 400км. на пути из СССР через Афг-н в Индию и Пакистан. Наиб. труднодоступный горный рубеж образуют горы Гиндукуш, Сефид-Кух (Паропамиз) и Ваханский хребет, пересекающие Афг-н с востока на запад. Горы состоят в основном из ряда параллельных высокогорных хребтов и глубоких крутосклонных долин. Осн. транспортными путями здесь являются вьючные тропы. Перевалы расположены на абсолютной высоте св. 3000м. и открыты с апр.-мая по сент.-окт. В восточной части гор Гиндукуш, на хребтах Ваханский и Сефид-Кух (Паропамиз) перевалоч. седловины узкие, часто покрыты снегом и льдом, подъемы и спуски крутые. В запад, части гор Гиндукуш, Сефид-Кух (Паропамиз) и Сулеймановых седловины широкие, но проходы в них очень трудные, изобилуют крутостями и скалистыми дефиле. Сквозных поперечных долин почти нет. Сулеймановы горы преимущественно высокие, сильно расчлененные, являются горной преградой на вост. участке границы с Пакистаном. Нагорье Хазараджат труднопроходимо, а местами непроходимо для техники. Движение вне дорог в горах наиболее удобно по долинам рек. Наиболее важные проходы с тер-рии СССР: Зольфагарский, от границы через Афг-н в Иран по долине безымянной реки; от Кушки к Герату, через перевал Рабати-Мирза (абс. высота — 1580м.), далее на юг страны по Джиджэмскому проходу; Баламургабский, от границы по долине р. Мургаб через Калайи-Нау к Герату. Проходы с тер-рии Афганиста на: Вардуджский, от Файзабада по долине р. Вардудж к границе с Пакистаном через перевал Аграм-Ан (абс. высота — 4891м.); Хайберский, по долине р. Хайбер в Пакистан. На территории Афг-на: Ташкурганский, от Хульма на юг по долине р. Саманган, по усовершенстму шоссе на Кабул; Шикаридский, по долине р. Шикарида, по шоссе на Бамиан.

ЗАСАДЫ, ДИВЕРСИИ И ОБСТРЕЛЫ КОЛОН — способ диверсионно-террористических действий незаконных военных формирований (далее – «НВФ»). Засадные действия душманов на основных магистралях страны были направлены, прежде всего, против колонн советских и афганских войск, выдвигавшихся в районы боевых действий, а также подразделений, сопровождающих военные и другие грузы. Засады организовывались с целью уничтожения боевой техники, автомашин с грузами, отдельных групп военнослужащих, захвата пленных, образцов боевой техники, вооружения и материальные средства. В зависимости от масштабов запланированных акций привлекался различный состав сил и средств. Тактика проведения засад зависела всецело от условий местности и выбираемых объектов. При организации засад против воинских подразделений или небольших автотранспортных колонн, как правило, создавалось эшелонирование сил и средства, используя выделенные для операции гр. только по целевому назначению с учетом возможности быстрого выхода из-под огневого воздействия войск. В 1-м эшелоне группы (далее – «гр.») захвата располагались душманы, вооруженные стрелковым оружием ближнего боя, которые, умело используя естественные укрытия и маскировку, подпускали объект на близкое расстояние 50—100м. и после этого осуществляли его обстрел. 2-й эшелон составляли расчеты РПГ, обеспечивающие огневое поражение бронетехники или автомобилей и др. целей. Они располагались за гр. захвата на удалении 50—150м от объектов. 3-й эшелон составляли гр. обеспечения огневой поддержки и прикрытия гр. захвата. Их позиции располагались на удалении 500—1000м от первых двух эшелонов. На вооружении они имели безоткатные орудия, минометы, ЗГУ, ДШК. В отдельных случаях создавались гр. отвлечения, задача которых заключалась в отвлечении части сил и средств от участка действий гр. захвата и обеспечении возможности последним выполнить свою задачу и уйти без потерь. Такая группа обычно открывала внезапно огонь по колонне и стремилась сковать боем подразделения охраны. В то же время колонна, прошедшая вперед уже без охранения, попадала в зону действия гр. захвата. При приближении колоны к месту засады, специально выделенные стрелки-снайперы открывали огонь по водителям и старшим машин. Для временного прекращения движения транспорта по дорогам, особенно в районах ведения б.д., душманы устраивали завалы в местах, где их преодоление и расчистка затруднены. Места завалов минировались, а на господствующих высотах оборудовались позиции ДШК и др. огневых средств. При нападении на колонну мятежники стремились раздробить ее на части для последующего уничтожения скоплений автомашин с грузом. Дробление колонн на части осуществлялось либо с помощью подрыва управляемых мин в середине колонны, либо расстрелом из РПГ. Иногда основная часть машин пропускалась, а нападению подвергались отставшие, а/м. В последние годы широко применялось минирование участка дороги на протяжении 100—150м, где закладывали до 8—10 фугасов, управляемый подрыв которых осуществлялся одновременно. Мятежники активизировали работу по насаждению агентуры в пункты формирования колонн для получения упреждающей информации о графике их движения, составе и наличии охраны. Это давало им возможность правильно оценить обстановку и выбрать благоприятные условия для нападения. В ряде случаев нападения НВФ на воинские колонны были успешными. Этому способствовали: слабый и несистемный контроль за несением службы охраны, организацией обороны дорог; недостаточное знание подразделениями охраны тактики диверсантов; отсутствие организованного наблюдения за местностью; низкая тактическая подготовка командиров, что приводило к прямолинейности решения боевых задач. Как показал боевой опыт, стационар, посты на маршрутах движения колонн существенной роли обычно не играли. Душманы обычно проводили диверсионные вылазки в промежутках между постами и, совершив нападение, нередко безнаказанно уходили в горы, что потребовало от командования 40-й армии вводить дополнительные подразделения для прочесывания местности и населённых пунктов, расположенных вдоль маршрутов.